Благодарность. Предложите участникам подумать о том, кого из членов группы они хотели бы поблагодарить за поддержку или за что-нибудь еще. Скажите о том, что невыраженная благодарность осложняет расставание. У каждого есть 20 минут, чтобы придумать маленький подарок, имеющий символическое значение, и написать получателю подарка короткое послание, в котором будет сказано, за что именно вы благодарны ему. Затем можно раздать подарки и попросить желающих прочитать полученные послания.

Неотправленное письмо. Участники концентрируются на значимом для них человеке, с которым они хотели бы наладить отношения, напоминающие те, что они пережили на воркшопе. Это может быть партнер, друг, коллега или начальник. Каждый участник пишет письмо, в котором обрисовывает, что он хотел бы сделать иначе в будущем, чтобы улучшить отношения. На это дается 20 минут. Скажите, что письма не нужно отправлять. Их функция — изменить собственную установку (на позитивную), чтобы мотивировать другого к изменению поведения. Как правило, письма не зачитывают вслух, в конце участники говорят о своем переживании процесса этого косвенного диалога со значимым человеком.

5.    Тренировка новых ролей. Как правило, в конце воркшопа участники хотят попрактиковаться в новом поведении, которое они хотели бы применять в повседневной жизни. Ролевая игра — превосходная техника, дающая участникам группы шанс провести первые эксперименты в безопасных условиях и получить честную обратную связь от знакомых людей. Именно в обратной связи могут быть высказаны альтернативы, о которых не подумал участник. Распространенная ошибка состоит в том, что мы хотим, чтобы другие изменились, а мы сами при этом оставались прежними. Но самый эффективный способ изменить других — самому научиться вести себя по-другому. Это вызывает изменения и у партнера. Поэтому предоставьте участникам возможность тренировать новое поведение и новые роли, связанные с семьей, любовными и профессиональными отношениями.

Другая широко распространенная опасность состоит в том, что участники в конце воркшопа переносят групповой «жаргон», психологические термины в повседневную жизнь. Это легко может вызвать недоуменную реакцию их партнеров. Во время ролевой игры вы должны предупредить участника о существующей тенденции, если заметите ее проявление.

6. Еще раз об обратной связи. Следите за тем, чтобы члены группы выражались ясно и четко, когда они в конце встречи будут обсуждать то, чему научились или что хотели бы изменить в будущем. Недостаточно просто сказать: «Мне понравился воркшоп, я многому научился». В этом случае вы должны спросить: «Что именно вам понравилось в группе? Чему вы научились в частности?» На заключительном круге обратной связи не должны возникать новые темы. Нужно только сформулировать и дополнить уже высказанные наблюдения. Кроме того, рекомендуется не отвечать сразу на обратную связь, а просто слушать. Молчание не означает, что адресат все принимает, это всего лишь жест, подчеркивающий внимательное и серьезное слушание. Наряду с открытой обратной связью можно использовать технику незаконченных предложений. Предложите фразу, например: «Я боюсь, что ты...», и пусть все по очереди завершат ее.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒