Теперь снова закройте глаза; посидите несколько минут молча. Все, что приходит вам в голову, вы можете увидеть четко и ясно, словно в кино. Вспомните о том, что для вас было особенно важным. Что вспоминается наиболее отчетливо? Какие события имели для вас самое большое значение? (2-3 минуты.)

Если вы готовы, можете открыть глаза и рассказать, что вам пришло в голову».

Эта техника может вызвать эмоционально важные переживания: конфликты в группе, ощущение близости и тепла, смешные ситуации, а также опыт, связанный с напряжением, страхом и даже болью. Чем чаще и отчетливее участники вербализируют свои переживания, тем выше их шансы интегрировать связанный с этим учебный опыт.

Пусть о таких воспоминаниях расскажут как можно больше участников. Это в последний раз «оживит» опыт, полученный на воркшопе. У каждого есть возможность еще раз посмотреть, как его собственное поведение повлияло на остальных. Вы можете уг лубить процесс рефлексии и оценки, спросив, что каждый узнал о себе и об остальных в эти незабываемые мгновения.

3. Выражение негативных аспектов опыта, полученного на воркшопе. Участникам будет легче покинуть воркшоп, если они сначала выразят негативный опыт. Если в конце работы группы они будут притворяться, что всем довольны, вспомните подходящий ко множеству жизненных ситуаций принцип: «То, что мы не говорим, иногда приносит больше вреда, чем то, что мы говорим».

Способствуйте тому, чтобы участники высказали критику ведущему и поговорили о том, что им не нравится, раздражает или задевает их. Если участники смогут сделать это, их оценка воркшопа в целом будет позитивной, и тогда они смогут выдвинуть на передний план все то, чему научились. Чтобы помочь участникам выразить критику, используйте следующие воображаемые ситуации:

•    Представьте себе, что прошел год. Вы сидите вместе с друзьями и коллегами и беседуете о воркшопах, которые проходят по всей стране. Что расскажете вы? Вспомните ли вы о критических голосах, которые звучат и на этом воркшопе?

•    Представьте себе, что вы едете домой. По пути вы думаете о группе. Какие мысли возникают у вас в голове? Возможно, вы вспомните что-то, что вам не понравилось; может быть, это будет критика ведущего, а может быть, вы пожалеете о том, что не использовали возможность открыто высказать свою критику.

•    На этом воркшопе были подъемы и спады, как и в реальной жизни. Может быть, нам стоит вместе подумать о тех моментах, которые были не очень приятными. В каких ситуациях вы испытывали сомнения? Когда ощущали недовольство или даже гнев?

•    Представьте себе, что вы рассказываете о воркшопе своему партнеру или хорошему другу. После того как вы поговорите о положительном опыте, вспомните «критические моменты». Что бы вы хотели сказать? Когда вам стало скучно? Когда вы были раздражены? Когда все пошло не так, как вы хотели? Готовы ли вы теперь сообщить нам о своих трудностях?

4.    Тема расставания. Участники особенно сожалеют о предстоящем расставании, если на воркшопе образовалась сплоченная группа. Часто они опасаются, что в повседневной жизни не смогут общаться так искренне и доверительно, как в группе. Они спрашивают себя, когда же снова смогут пережить такую же близость, теплую атмосферу, возможность экспериментировать. Чтобы облегчить процесс расставания, вы можете использовать две важные техники, которые приведены ниже.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒