На заключительной стадии нужно принимать в расчет следующие задачи, стоящие перед участниками:

осознать, что работа воркшопа подошла к концу, и выразить связанные с этим чувства;

-    завершить незаконченные дела друг с другом и с ведущим;

-    построить планы — подумать о том, как бы они хотели применить свой учебный опыт в будущем;

-    подумать о том, от кого они хотели бы получить поддержку после воркшопа (для достижения долгосрочных целей);

-    и наконец, подготовиться к возвращению в повседневную жизнь, в семью, на работу.

Далее я представлю некоторые техники работы на заключительной стадии.

1. Подготовка к окончанию воркшопа. Нередко программа бывает такой насыщенной, что остается мало времени на осознанную организацию окончания совместного учебного процесса. Чтобы обучение было эффективным, мы должны быть готовы расстаться с устаревшими концепциями, моделями и установками. Чтобы возникло нечто новое, мы должны избавиться от старого. Поэтому нужно использовать время перед последней встречей для того, чтобы все могли настроиться на завершение. С этим связаны два вопроса:

Как я хотел бы использовать оставшееся время для себя?

• Отчего бесполезного, устаревшего, нарушающего мои планы я хотел бы отказаться, что хотел бы «оставить» на воркшопе?

Ведущий во второй половине воркшопа должен напомнить, что приближается окончание работы. Он может предложить участникам с пользой потратить это время и осознать важные цели: «Представьте себе, что это наша последняя встреча. Как бы вы себя чувствовали? Получили ли вы все, что хотели? Чего вам не хватает?»

За некоторое время до фактического окончания воркшопа нужно обсудить проблему начала и завершения работы. Для некоторых участников воркшоп стал символом идеальной семьи, надежды и веры в перемены. Участникам должно хватить времени для исследования этих ассоциаций.

Вы можете использовать для подготовки к переходу в повседневную жизнь следующий ритуал. Участники записывают на карточках все то, что они хотели бы «оставить» на воркшопе, — устаревшие взгляды, нерациональные способы поведения, старые представления и т. п. Подготовьте «костер», на котором будут «сжигаться» эти карточки. Участники встают вокруг костра, по очереди бросают свои карточки в «костер» и объясняют группе, с чем они расстаются.

После этого ритуала группа устраивает совместный праздник.

2. Вторичное «проживание» кульминационных моментов воркшопа. Кое-что из того, чему участники научились в группе, может быть потеряно, если они в конце работы не вспомнят вновь о своем самом важном опыте и не спросят себя, как они хотели бы использовать этот опыт позднее в личной и профессиональной жизни.

Вы можете предложить участникам пофантазировать, вспоминая наиболее важные события:

«Пожалуйста, закройте глаза и вспомните все наши встречи. Может быть, вы представите, что смотрите их на видео. Вспомните самую первую встречу... Посидите несколько минут с закрытыми глазами, посмотрите, какие воспоминания у вас возникнут. Вспомните о том, что вы чувствовали в это время. Как выглядели другие члены группы? (1-2 минуты.)


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒