77 ЛИЧНОСТЬ ВЕДУЩЕГО

На многих воркшопах речь идет об изменении определениыл установок участников: члены команды должны стать готовыми к сотрудничеству и искреннему общению; руководители — оказывать своим подчиненным больше доверия и т. д. В этом случае личная позиция ведущего особенно значима. Ваша личность, ваш характер, ваши особенности и жизненная философия важнее, чем любая техника. Чтобы эффективно стимулировать участников, вы должны быть непротиворечивым и естественным. Используйте техники и методы, соответствующие вашей личности. Например, если вы спокойный и надежный человек, не проводите экспериментов с сильным драматическим уклоном, —

этим вы вызовете у группы раздражение. Участники обнаружат несоответствие и начнут спрашивать себя: «Зачем он это делает? Чего он хочет этим добиться? Может быть, нами хотят манипулировать?» Лучше всего «вплетать» личные качества в индивидуальный стиль ведения воркшопов. Если вы человек с юмором, то можете с большим успехом использовать это качество в своей работе. «Игривая» часть вашей личности также может стать важной частью вашего стиля ведения группы. Помните: ваша собственная индивидуальность является лучшим катализатором учебного процесса участников.

Важнейшая задача ведущего — «достучаться» до участников эмоционально, лично до каждого, и реагировать на процессы, происходящие на воркшопе. Только после этого дело доходит до умелого использования техник и методов, чтобы помочь участникам сделать правильные шаги и преодолеть трудности.

Конечно, важно расширять знания в области педагогической психологии и групповой динамики, знать техники интервенции и групповые методы работы. Но главное, чтобы ваш технический «репертуар» соответствовал вашему личному стилю. Поэтому я хотел бы, чтобы вы определили свой собственный стиль и модифицировали предложенные в этой книге практические методы в соответствии с ним. Экспериментируйте, пробуйте применять разные техники и методы, чтобы постепенно выяснить, что подходит лично вам.

Как правило, ведущий в первую очередь думает о том, какие методы или техники подходят его участникам, но не менее важно спросить себя, что подходит лично вам. Поэтому я хочу дать несколько советов, которые помогут вам понять, каков ваш индивидуальный стиль и как его развивать.

ЧУВСТВУЙТЕ СЕБЯ

Замечайте, как вы чувствуете себя на воркшопе и какое влияние оказываете на участников. Объясните, как важна для вас группа, насколько прямым и честным вы хотели бы быть. Скажите, что хотите показать своим примером, чего вы ожидаете от участников.

В какой степени вы хотели бы эмоционально «присутствовать» на этом воркшопе?

Какое количество энергии вы собираетесь затратить?

• Насколько вы готовы настроиться на группу?

Если вы часто задаете себе подобные вопросы и отчетливо воспринимаете свои внутренние переживания, то сможете стать гораздо более чувствительным по отношению к группе. Если вы замечаете свою собственную душевную энергию, то вам будет легче оценить энергию ваших участников.

Во всех учебных группах существует невидимая и сильная связь между ведущим и участниками. Чем более любопытен и готов к экспериментам ведущий, тем выше вероятность, что участники будут «отражать» эту установку.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒