Если вы или кто-то из группы говорите слишком долго, можно предложить участникам встать, когда они захотят, и послушать стоя. Это    способствует концентрации внимания. Не забы вайте про дыхательные упражнения. Американские биологи обнаружили, что дельфины обменивают 90% израсходованного воздуха, когда всплывают для вдоха. Это означает, что эти животные обеспечивают себя максимальным количеством свежего кислорода. Когда мы сидим в группе и учимся, то в сравнении с дельфинами нам очень плохо. При каждом вдохе мы используем от 10 до 25% возможностей наших легких. Это значит, что наш мозг — самый главный потребитель кислорода — практически голодает. Когда участники зевают, это не обязательно означает, что они скучают, это может быть и признаком дефицита кислорода.

Подумайте над использованием активизирующих упражнений, чтобы физиология обучения соответствовала потребностям участников.

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ И ТЕАТР ИМПРОВИЗАЦИЙ ПОДДЕРЖИВАЮТ ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ

Включение тела и движения в процесс обучения — это старая методическая идея. К сожалению, на практике ее используют в работе только учителя начальных классов, но современные исследования свидетельствует о том, что эта стратегия достаточно эффективна и в работе со взрослыми. Если мы «обрамляем» академические знания в «телесный» контекст, наш мозг может производить сложные и незабываемые «карты». Если участники выражают себя при обучении посредством ролевых игр или импровизированных театральных сценок, то к этому обязательно привлекаются чувства, возникает радость от того, что можно сделать что-то вместе с другими. Уровень стресса и страха при этом, как правило, низок, что способствует творчеству. А так как участники в ролевых играх и театре импровизаций представляют себе реальную ситуацию, им будет легче обратиться к полученному опыту, если они позднее окажутся в подобной ситуации.

Поэтому позаботьтесь о том, чтобы участники уже на воркшопе смогли научиться тому, что будет для них важным в обыденной жизни. Инсценируйте разговор с покупателем, консультацию клиентов, беседу матери с ребенком. Планирование, разучивание и представление подобных сценок — интересный и увлекательный процесс. При этом активизируются различные виды интеллекта.

Примерами методической модели подобных мероприятий являются репетиции актеров, военные маневры или программа подготовки пилотов. Во всех этих случаях моделируется реальная ситуация, и учащиеся могут целиком включаться в процесс, задействуя свое тело и дух, свои чувства и фантазии для разработки решения сложных проблем.

Я предлагаю вам несколько интересных упражнений, в которых участникам предоставляется возможность использовать свое тело и открыть для себя важное измерение обучения, которым раньше незаслуженно пренебрегали.

Упражнение 1. Тест для самопроверки «Мое тело» Предложите участникам прочитать следующие утверждения и отметить те, которые им подходят:

Физически я чувствую себя хорошо.

•    Я чувствую себя сильным.

•    Я чувствую себя гибким.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒