« гедонистические », доставляющие удовольствие ритуалы;

- информативные ритуалы, дающие возможность обменяться мыслями, мнениями, желаниями и т. д.

Такая «смесь» соответствует философии воркшопа: участие в нем должно приносить удовольствие и делать людей умнее.

72 РАБОТА С ТЕЛОМ

Старайтесь чаще обращаться к телесным упражнениям. Воркшоп будет интереснее, участники смогут лучше учиться и получат удовольствие, если вы задействуете в учебном процессе их тело. Хотя ученикам начальной школы это давно известно, уже от десятилетних ребят мы ждем, что они будут спокойно сидеть и концентрировать свое внимание на теме урока. Наш мозг не создан для подобной концентрации. Он инстинктивно ищет новое, чтобы решить, должны ли мы сохранять бодрое состояние или можем расслабиться. Функцию регуляции процессов активации выполняют в основном стволовые отделы мозга. Наша естественная потребность — двигаться. Причина проста: смена перспектив, из которых мы смотрим на окружающую среду, прислушиваясь, к примеру, к «подозрительным» шумам, позволяет нам отфильтровать важную информацию из всей совокупности чувственных впечатлений.

Как только учащийся вступает в переходный возраст, тело начинает рассматриваться в учебном процессе как то, что должно контролироваться и подавляться. Это нарушает гармоничное распределение энергии при обучении. Дисциплинированные ученики пытаются игнорировать свое тело, а слишком темпераментные страдают от чрезмерной подвижности и неспособности сконцентрироваться. В результате дети, которым трудно долго находиться без движения, начинают демонстрировать симптомы гиперактивности. Если бы им дали возможность удовлетворить потребность в движении, они бы чувствовали себя более комфортно и не нарушали бы правил.

В современных методиках проведения воркшопов работе с телом уделяется достаточно много внимания. Тело — это место контакта двух миров — духовного и материального, и ствол нашего мозга работает наподобие автоматического сканера, который решает, является ли получаемая информация новой и непривычной, отдыхать нам или бодрствовать. Он отвечает за наше внимание во время обучения. Если в процессе обучения достаточно активных движений, то «сканер» работает нормально, в противном случае возникает «ложная тревога», и ствол мозга как бы сообщает: «Не происходит ничего важного. Можно поспать или поиграть».

Я хотел бы обратить ваше внимание на различные возможности вовлечения тела в процесс обучения.

ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА И МЫШЛЕНИЕ

У многих взрослых людей возникают трудности, если при обучении они неподвижно сидят на стульях. Мозг получает слишком мало кислорода, и кровяное давление снижается. Поэтому целесообразно во время длительной интеллектуальной работы предложить участникам на короткое время встать. Сделайте упражнение на растягивание или короткое дыхательное упражнение. Предложите активно посмотреть по сторонам.

Когда мы стоим, наше сердце начинает биться быстрее примерно на десять ударов в минуту. Больше крови поступает в мозг, это активизирует центральную нервную систему и стимулирует активность нейронов головного мозга. Когда мы стоим, то через наш мозг проходит на 10-15% крови больше, а переработка информации происходит на 20% быстрее. Если мы слишком долго сидим, то начинаем скучать и терять фокус внимания.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒