•    Начинайте день, включая одно и то же бодрое музыкальное произведение. Пусть музыка говорит участникам без слов: «Входите, вот-вот начнется работа, нам предстоит получить яркие впечатления и пережить интересные события». Музыка должна оказать активизирующее воздействие, «разбудить» участников и подготовить их к началу встречи. Выберите музыкальное произведение, соответствующее вкусу участников.

•    Устраивайте паузы для упражнений на растягивание. Попросите участников разделиться на «четверки» и «пятерки» и встать в круг. Включите легкую музыку. Пусть каждый участник по очереди руководит своим партнером, показывая упражнения на растягивание, уже известные или только что придуманные.

•    Раз в день составляйте «карты». Их содержанием могут быть, к примеру, результаты предыдущего или текущего дня.

•    Если регулярно проводятся встречи рабочих групп, вы можете предложить участникам провести « самооценку по десяти пунктам». Каждая рабочая группа самостоятельно определяет пункты, по которым она будет оценивать свою работу (например: «Каждый ли смог высказаться? Были ли разрешены конфликты? Устраивает ли меня результаты работы?» и пр.).

Участники раз в день могут организовывать прогулки в парах, в ходе которых у них будет возможность обсудить свои идеи, возникающие вопросы, проблемы, а также надежды и желания.

•    Предложите участникам обратиться к соседям справа или слева. За шестьдесят секунд надо сделать соседу небольшой комплимент или поблагодарить партнера за сотрудничество, инициативу и т. д.

•    После напряженного этапа работы поаплодируйте всем участникам: пусть кто-то начнет хлопать в ладоши, а остальные по очереди подхватывают аплодисменты.

•    Перед напряженной деятельностью предложите группе провести массаж. Участники разбиваются на пары и попеременно делают друг другу массаж, похлопывая кончиками пальцев в затылочной области, по плечам и спине, рукам и ногам.

Создайте «рефлексивные» команды. После определенного этапа обучения участники разделяются на «тройки», чтобы проанализировать результаты обучения: «Чему я научился? Какие вопросы возникли? Что для меня подтвердилось? Что я хотел бы использовать в дальнейшем? »

Проведите «быстрый опрос». Пусть участники закроют глаза и мысленно оценят по десятибалльной шкале, насколько они сейчас удовлетворены работой. Затем каждый должен молча показать соответствующее оценке количество пальцев. Когда все поднимут руки, ведущий предлагает участникам открыть глаза, внимательно посмотреть вокруг и прокомментировать собственные оценки, а также общую картину в группе.

•    Можно задать и другие вопросы: «Тяжело ли было во время обучения? Насколько интересным было задание? Насколько оригинальны новые идеи? Доволен ли каждый ведущим?» и т. д.

Вы можете сами изобрести ритуалы, соответствующие вашему личному стилю работы и запросам участникам воркшопа.

Большая часть предложенных здесь ритуалов относится одновременно к двум категориям:


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒