Материалы. Тетрадь для записей (каждому участнику).

Время. 30 минут.

Структура работы. Выясните, кто из участников уже имеет опыт ведения дневника, назовите имена людей, известных участникам, использующих этот метод в своей жизни.

Затем поговорите о технике и целях ведения дневника,

•    Ведение дневника — это диалог с самим собой.

Основная техника — отражение «потока сознания»: мы записываем все, что «проходит» через наше сознание, — мысли, опыт и чувства. При этом мы часто обнаруживаем, что пишем не «диалог», а «триалог» между разумом, сердцем и телом.

•    Для ведения дневника сначала необходима достаточно интимная ситуация, в которой нам не мешают внешние раздражители. Не нужно ни на кого обращать внимание.

•    Творческие личности переживают каждый свой день как последовательность процессов обучения, поиска и осознавания. Они воспринимают свою жизнь динамической и изменчивой. Они находят стабильность в связанности с самим процессом жизни. Записи в дневнике также способствуют ощущению непрерывности, потому что связывают множество событий, которые на поверхности могут казаться хаотичными и невзаимосвязанными.

•    Особенно полезно вести дневник в переходных ситуациях, в поворотные моменты жизни, когда нужно принимать важные решения, а также в ходе интенсивного обучения.

Ведение дневника может принести пользу и в конце обучения; оно помогает нам интегрировать новые перспективы и решения.

Ведение дневника также способствует поддержанию значимых личных отношений. Оно дает возможность глубже их понять и предостерегает от опрометчивых реакций, которые могут возникнуть, например, в состоянии фрустрации.

•    Дневник — хорошее средство расслабления, так как в ходе его ведения мы можем следовать нашему собственному внутреннему ритму и не должны реагировать на внешние требования.

•    Мы можем использовать дневник, чтобы обдумать важные переживания в профессиональной сфере жизни и подготовиться к решению трудных задач.

•    И еще одно методическое преимущество ведения дневника: мы можем обратиться к прошлому опыту, чтобы лучше понять собственные модели поведения, заметить то, чего не хватает в нашей жизни, и обнаружить точки «блокировки».

После рассказа о возможностях, которые предоставляет ведение дневника, вы можете раздать тетради участникам, дав следующие указания: «Прежде чем начать писать, дайте себе минуту спокойной концентрации... спокойно и глубоко дышите, закройте глаза... почувствуйте свое тело... свое настроение... мысли, которые приходят вам в голову...

После этого можете начать записи. Пишите о себе и своем обучении на воркшопе. Возможно, вы захотите отметить, в каких ситуациях вам было легко, в каких — труднее; запишите, какие у вас возникли идеи, на какие вопросы вы нашли ответы, какие проблемы возникли.

Возможно, ваше участие в воркшопе вызовет воспоминания о прошлом опыте обучения, учителях, учебных группах, в которых вы принимали участие.

Если вы замечаете, что по каким-то причинам не можете отстроиться от какой-то другой темы, отдайте ей приоритет и напишите об этом. Можете рассматривать дневник как возможность свободного самовыражения. Дайте себе на это 10 минут времени».


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒