•    Участники обсуждают в деталях отдельные пункты и отвечают на вопросы.

•    Группа разделяется на подгруппы и обсуждает все «за» и «против». Каждая подгруппа пытается прийти к какому-либо решению, которое она позднее представит в общем кругу.

•    Участники делятся на подгруппы, проводят обсуждение, определяя и «взвешивая» важнейшие пункты на обоих листах, и возвращаются в круг, сформулировав свои рекомендации.

Решите вместе с группой, готова ли она принимать окончательное решение, или же должны быть выполнены еще какие-то условия.

Упражнение 5. Пространственный континуум Цель. Эта техника помогает группе выяснить спектр мнений по определенному вопросу и представить его визуально.

Время. От 10 до 60 минут, в зависимости от размера группы и желаемой интенсивности дискуссии.

Структура работы. Проведите по комнате воображаемую линию, например, диагональ из одного угла в другой. Объясните участникам, что один конец линии означает полное несогласие, а второй — стопроцентное согласие. Сформулируйте вопрос и две возможные крайние точки зрения. Эта техника обращается не только к нашей интуиции, но и к рациональному мышлению и предполагает спокойные и осмотрительные действия. Сначала участникам нужно походить по комнате, чтобы почувствовать пространственный «ответ» на вопрос. Можно занимать различные позиции вдоль «линии», пока не будет найдена та, которая интуитивно ощущается «правильной». Когда все участники займут свои места вдоль линии, они могут обсудить с соседями, почему они выбрали именно эту позицию (по 2 минуты для каждого). Те, кто находится на крайних точках «континуума», могут поговорить друг с другом или с ведущим.

После этого каждый проверяет, хочет ли он сохранить выбранную позицию или поменять ее. После «исправлений» участники объясняют группе, почему они выбрали именно эту позицию и что они чувствуют в данный момент.

Варианты:

Можно встать полукругом, чтобы каждый видел, какую позицию заняли остальные участники.

•    Можно предложить участникам, которые стоят на краях «континуума», поговорить о том, что их привело к такому решению.

•    Можно «сложить» ряд посередине, так чтобы участники оказались друг напротив друга. Пусть они поговорят в парах в течение 5 минут о своей позиции. Затем пары встречаются с другими парами и обсуждают свои точки зрения.

Эту технику можно использовать при наличии в группе противоречивых мнений. Кроме того, с ее помощью можно прояснить некоторые аспекты группового процесса:

•    Насколько я доволен работой на воркшопе?

•    Какова степень моего влияния в группе?

Чему я уже научился на воркшопе?

•    Насколько свободно я себя здесь чувствую?

Насколько я доверяю группе?

Нравится ли мне участие в воркшопе?

•    Что из полученного опыта я смогу использовать на практике?

•    Насколько хорошо получается сотрудничество на воркшопе?

•    Насколько я доволен ведущим?

Группу с большим количеством участников можно разделить на малые группы, чтобы у каждого была возможность активного участия.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒