Материалы. Плакатные листы.

Время. Каждому участнику дается ограниченное время на высказывание — 1-2 минуты.

Структура работы. Сформулируйте тему «раунда», например: «Как мы можем передать наши знания коллегам из компании X? » Запишите ее на доске. Предложите кому-то из участников начать выступление и определите, кто будет следующим. Участники говорят по очереди, не перебивая друг друга и не комментируя сказанное. Все внимание сосредотачивается на говорящем. Важно следить за соблюдением регламента. Если время не используется полностью, участник говорит, что он закончил, и приглашает высказаться следующего. У каждого члена группы есть право отказаться от выступления.

В конце «раунда» ведущий обобщает спектр мнений и помогает группе прийти к общему мнению или решению.

Можно кратко изложить основные мысли каждого участника на доске и подвести промежуточный итог. Решения и планируемые мероприятия нужно также записать. Если в ходе «раунда» группа не приходит к согласию, упражнение продолжается.

Время от времени полезно напоминать участникам, чтобы они не перебивали других и не отпускали комментариев. Следует подбадривать сдержанных участников, чтобы они также высказали свое мнение.

Если упражнение состоит из нескольких «раундов», целесообразно, чтобы их начинали разные участники.

Это простая и чрезвычайно эффективная техника, которую вы можете использовать очень часто.

Упражнение 3. Динамический «мозговой штурм»

Цель. В спокойной обстановке высказать как можно больше новых идей.

Материалы. Плакатные листы и секундомер.

Время. Установите вместе с участниками временные рамки от 5 до 10 минут.

Структура работы. Договоритесь с группой о теме «мозгового штурма». Участники могут спонтанно высказывать любые идеи, в том числе необычные. Все идеи записываются на плакатном листе. Возможно, вам для этого понадобится помощник. Как правило, выступление каждого участника дополнительно стимулируют высказывания других членов группы. Следите за тем, чтобы никто не комментировал то, что предлагают остальные. Используйте кинестетический интеллект участников, предлагая им: встать;

сменить местоположение в комнате;

-    попрыгать на одной ноге; встать на стул;

-    закрыть глаза;

-    походить по комнате;

-    остановиться в определенном месте комнаты;

-    сделать шаг в любом направлении (тем, кто высказал свое мнение).

Упражнение 4. За и против

Цель. Прояснение позитивных и негативных аспектов проблемы с целью принятия решения.

Материалы. Два плакатных листа.

Время. 15-30 минут.

Структура работы. Проведите «мозговой штурм» для выявления негативных аспектов проблемы и запишите идеи на плакатном листе. Сделайте небольшую паузу перед следующим шагом. Например, можете предложить участникам пройтись по комнате, потянуться, порастягивать мышцы. Затем проведите второй «мозговой штурм», определяя позитивные аспекты проблемы, и запишите идеи на втором плакатном листе.

После этого группа садится полукругом перед двумя плакатами, участники молча читают все записи. Спросите группу, готова ли она работать над принятием решения. Иногда оказывается, что для этого еще не пришло время. В этом случае можно предложить следующие процедуры:


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒