Упражнение 7. Волшебники

Цель. Это превосходная альтернатива другим формам повторения, рефлексии, проверке понимания и знаний. Участники сами контролируют степень сложности игры, потому что «ученики волшебника» самостоятельно определяют вопросы. Для «волшебников» возникает интересная ситуация — они должны не только думать об ответе, но и сотрудничать друг с другом непривычным и даже удивительным образом. Это вызывает творческое напряжение и некий элемент новизны, который делает обучение интересным.

Варианты. Если участники знакомы с этим упражнением, вы можете создать «четверки» с двумя парами «волшебников». Обе пары говорят по очереди — одна пара задает вопрос, другая — отвечает.

Время. 15-20 минут.

Структура работы. Разделитесь на «тройки» и встаньте на некотором расстоянии от других «троек». Я покажу вам очень интересную и увлекательную форму оценки и повторения. Участники «тройки» выступают в разных ролях. Двое из них становятся «волшебниками». Они встают рядом и кладут руки на плечи друг другу. Третий участник встает напротив них, он — «ученик волшебника» . Он хочет испытать «волшебника», задавая ему какой-либо вопрос, связанный с тем, что было изучено на последней встрече. Это должен быть вопрос, на который нельзя ответить одним словом, например: «Что такое обучающаяся организация?» Как только «ученик» задал вопрос, следует ход «волшебников» . Они должны дать ответ, но совершенно особым образом. Каждый может произносить по одному слову. Все равно, кто начинает. После того как будет сказано первое слово ответа, второй «волшебник» продолжает, при этом им нельзя заранее договариваться об ответе. Их задача — импровизировать.

68 ТЕМАТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Упражнение 1. Неструктурированные «раунды»

Цель. Обмен мнениями в спокойной обстановке. Материалы. Плакатные листы.

Структура работы. Договоритесь с группой о теме работы (например: «Как будут изменяться потребности наших клиентов в следующие пять лет? ») и расскажите о ходе упражнения.

Каждый участник высказывает свои соображения по заданной теме. Перебивать выступающего нельзя. Когда он закончит, то сообщает об этом группе. Нет временных ограничений, очередность выступлений определяется спонтанно. Остальные участники внимательно слушают, никак не комментируя услышанное.

В конце ведущий еще раз повторяет весь спектр мнений, подчеркивая важные совпадения и разногласия. Вместе с группой он проверяет правильность своего «резюме». Если речь идет о том, чтобы прийти к единому мнению, ведущий помогает в этом группе. В конце «раунда» можно записать совместное решение или план действий.

Варианты:

Ведущий записывает высказывание каждого участника в виде тезисов.

Каждый член группы может высказываться столько раз, сколько захочет.

В конце каждого «раунда» проводится общее обсуждение. В конце «раунда» ведущий обобщает совпадения и расхождения мнений. После этого проходят следующие «раунды», до тех пор, пока не будет принята совместная точка зрения.

Упражнение 2. Структурированные «раунды»

Цель. Эта процедура помогает участникам решиться высказать свое мнение и гарантирует каждому возможность быть выслушанным. Ее можно использовать при разрешении конфликтов, поскольку она выявляет весь спектр мнений. Такие «раунды» помогают каждой группе глубоко проработать тему. Каждый участник слышит все мнения и может существенно развить или изменить собственный взгляд на проблему.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒