Если вы ориентируете свои ответы на всю группу, то можете избежать дискуссий с «любящими поспорить» участниками. Эта опасность возникает в основном на краткосрочных воркшопах.

Следите за временем и структурируйте процесс так, чтобы уделить внимание каждому. Не удивляйтесь, если не все участники зададут вопросы. Часто ответы на предшествующие вопросы являются ответами и на последующие. Если это упражнение оказывается короче, чем ожидалось, значит, вы сберегли драгоценную энергию.

Упражнение 5. Повторение

Цель. Это упражнение — хороший способ подведения мысленного «баланса». Физическая активность стимулирует мозжечок и кору головного мозга, акцентирует самостоятельность и ответственность, дает возможность посмотреть на происходящее из новой перспективы.

Игра представляет собой больше, чем простое повторение. Она способствует консолидации и оценке усвоенного материала. Вы можете использовать ее для быстрого решения проблем, «мозгового штурма», подведения итогов. Повторение в такой форме приносит удовольствие, потому что атмосфера игры содержит в себе импровизацию и возможность неожиданностей.

Материалы. Несколько мячей среднего размера.

Время. 10-15 минут.

Структура работы. Разбейтесь на команды из 5-6 участников и встаньте в круг диаметром около двух метров. Я хочу показать вам способ повторения важного материала, над которым мы работали на последней встрече. Для этого нам понадобится мяч. Правила таковы.

Бросая мяч другому участнику команды, высоко подкиньте его и спросите перед броском: «Что вы изучили на последней встрече?» Поймавший мяч должен назвать что-то, что он изучил и понял. Он может говорить спокойно, не нужно торопиться. Затем бросьте мяч другому участнику. Говорить может только тот, у кого мяч. Не бросайте мяч ближайшим соседям (только тому участнику, который стоит далеко от вас) (3 минуты).

Во втором «круге» участники спрашивают друг друга о том, чего они не поняли на последней встрече (2 минуты).

Упражнение 6. Шаг в правильном направлении Цель. Это несколько более продолжительная игра, дающая возможность повторить новую информацию. С ее помощью вы можете проверить, насколько участники поняли пройденное. Ее привлекательность состоит в том, что последовательность ответов обратная — от отвечающего к преподавателю. Именно это придает игре-рефлексии «особый вкус».

Когда группа привыкнет к этой игре, участники смогут сами предлагать темы для вопросов.

Дополнительный вариант — участники берут на себя и другие задачи. Маленькая «комиссия» готовит вопросы, а сменная «фигура» (это может быть кто-то из участников) принимает решение, что правильно, а что — нет. В этом случае приходится считаться с протестами, если группа не согласна с выбором. Это дает возможность разрешать конфликты.

Время. 20-30 минут.

Структура работы. Есть еще одна возможность сделать повторение увлекательным. Игра, которую я хочу вам предложить, проходит так: у меня есть тридцать вопросов, на которые вам нужно ответить. Каждый раз, когда вы даете правильный ответ, я делаю шаг вперед. Если ответ неправильный, я отхожу назад. Я начинаю от двери и буду перемещаться по комнате вперед или обратно к двери, наподобие шахматной фигуры, которую «передвигают» ваши ответы. Посмотрим, где я буду в конце. Я буду очень рад, если окажусь в тридцати шагах от двери.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒