После того как будут получены ответы на все вопросы, участники признаются в авторстве.

Упражнение 3. Граффити (для средней стадии работы)

Цель. Это динамичное упражнение служит для выявления спектра имеющихся вопросов и получения ответов от всех участников. Оно повышает творческую энергию группы.

Материалы. Два-три плаката, закрепленные рядом на доске — чтобы получилась большая поверхность для записей.

Время. От 30 до 60 минут.

Структура работы. Скажите, что у группы есть существенное преимущество: совместно легче найти оптимальные решения проблем и правильно поставить вопросы. Игра состоит из двух частей. В первой части речь идет о вопросах, во второй — об ответах.

Первая часть. Участники в течение минуты размышляют о важных вопросах, которые волнуют их в данный момент. Один из них громко произносит свой вопрос и записывает его на плакатном листе. Затем второй участник формулирует и записывает свой вопрос. Если вопросы взаимосвязаны, их можно записать близко друг к другу. Вопросы записываются по очереди. У каждого есть право задать несколько вопросов или не задавать их вовсе. Иногда какие-нибудь вопросы тут же порождают новые — это совершенно нормально. На этой стадии нельзя отвечать или комментировать происходящее.

Вторая часть. После того как будут записаны все вопросы, начинается вторая часть. Любой участник, пожелавший высказать мнение, подходит к доске и делится своими соображениями. Каждый отвечающий осознает, что на любой вопрос может быть несколько ответов. Завершив выступление, участник вычеркивает вопрос. Если остальные члены группы испытывают потребность дать дополнительные ответы на тот же вопрос, они могут это сделать, подойдя к доске, высказав свой комментарий и перечеркнув вопрос второй раз. У ведущего тоже есть право давать ответы и высказывать комментарии.

Упражнение 4. Вопросы и ответы (для заключительной стадии работы)

Цель. Это упражнение помогает участникам подготовиться к «возвращению» в повседневную жизнь. Оно должно помочь устранить недопонимание, выразить признание, осуществить оценку и облегчить «перенос» идей и навыков в жизнь. В этом упражнении ответы на вопросы группы — привилегия ведущего.

Вр емя. От 30 до 60 минут.

Структура работы. Скажите участникам, что вы готовы помочь им перенести в их профессиональную или личную практику то, чему они научились на воркшопе. Этот «перенос» будет успешнее, если участники займут особую позицию уважения и признания. Под этим подразумевается уважение к тому, что каждый осознал и чему научился, и признание тех, к кому участники вернутся после воркшопа. Задача — соединить одно с другим: использовать собственное знание и в то же время учитывать особенности других — коллег, начальство или членов семьи.

Попросите участников в течение некоторого времени настроиться на задание и сконцентрироваться на вопросах, которые возникают в связи с предстоящим возвращением в привычное окружение (1-2 минуты).

Затем скажите, что вы готовы отвечать на вопросы группы.

Участники получат больше пользы, если вы примените в своих ответах технику «Перефразирование — выражение чувств — ответ».


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒