-    думает, что ответ на вопрос может нарушить намеченный план.

В некоторых группах имеет смысл обсудить тему вопросов. Ведь многим участникам приходится в повседневной жизни иметь дело с вопросами своих коллег:

•    Сначала обсудите вопросы, которые просто скрывают за собой критику, и объясните, что для группы полезнее, если участники будут выражать критику открыто и по существу (не пытаясь этим наказать того, кому она адресована).

•    Объясните, что вы цените вопросы, потому что они означают интерес к теме.

•    Укажите на то, что в начале работы группы вопросы чаще всего задают ведущему, так как участники считают его экспертом, который может сказать что-то особо важное. Если участники начинают задавать серьезные вопросы друг другу, значит, группа развивается нормально.

•    Скажите, что вы готовы отвечать на спонтанно возникающие вопросы, они помогают вам оценивать учебный процесс в группе.

•    Объясните, что вы можете не знать ответы на некоторые вопросы, и оставьте за собой право поразмышлять над такими вопросами вместе со всей группой.

Вы можете отложить ответ на вопрос до лучшего момента.

Если вы таким образом выразите свою отношение к вопросам, участники будут довольны, потому что это даст им возможность свободно прояснять недоразумения и трудности и высказывать свои пожелания. Вы также можете специально предоставлять время для вопросов в ходе воркшопа. Я предлагаю вашему вниманию несколько упражнений на тему вопросов и ответов.

Упражнение 1. Вопросы и ответы (для начальной стадии работы)

Цель. Эта техника помогает участникам и ведущему осознать результаты работы.

Время. 10 минут.

Структура работы. Каждый участник говорит о том, что он понял из прошедшей встречи, и задает вопрос, который у него возник. При этом ответы давать не надо. Просто покажите, что вы благодарны за каждый вопрос, и скажите, что вопросы дают группе и ведущему ориентиры для дальнейшей работы и будут учитываться впоследствии.

Упражнение 2. Вопросы и ответы (для средней стадии работы)

Цели. Чем больше участники учатся, тем больше у них возникает вопросов и тем более они значимы. Глубокие вопросы обязательно должны прозвучать, и на них должны быть получены ответы от участников и ведущего. Это упражнение активизирует взаимодействие в группе и пробуждает внутреннюю заинтересованность.

Материалы. Бумага и карандаш.

Время. 45 минут.

Структура работы. Вначале скажите, что у каждого есть возможность записать важный вопрос, который, возможно, занимает его уже в течение некоторого времени. На этот вопрос ответит кто-нибудь из участников.

После этого каждый пишет свой вопрос (анонимно) и складывает лист бумаги. Ведущий тоже участвует в работе. Вопрос должен быть сформулирован так, чтобы нельзя было понять, кто его задает. Сложенные записки перемешиваются, каждый участник вытягивает одну из них и проверяет, не достался ли ему его собственный вопрос. Затем все просматривают полученные вопросы и размышляют над ними в течение 2 минут. После этого наступает время ответов. Тот, кто готов поделиться своими мыслями по поводу заданного вопроса, встает и подходит к участнику, который, по его мнению, задал вопрос. В течение 2 минут он пытается дать ответ потенциальному автору. Получивший ответ не дает понять, его ли это вопрос или нет.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒