•    Я чувствую, что от него исходит неприятие.

•    Мне не нравится эта агрессивность.

•    Почему мы все время концентрируемся на негативных аспектах?

•    Некоторые люди в группе все время «тянут одеяло на себя». Мне кажется, здесь очень много теоретизирования.

•    Я не знаю, что я здесь делаю. У меня нет этих проблем.

•    Мне скучно.

Мы не говорим о действительно важных вещах. Некоторые люди делают вид, что знают ответы на все вопросы.

Мне трудно открыться, когда я общаюсь с Чарли. Он напоминает мне моего бывшего друга.

Катарина замыкается в себе и скучает.

Большинство этих замечаний представляют собой косвенные сообщения, перекладывающие вину за собственное поведение на других, и задача ведущего — перевести скрытую конфронтацию в прямую. Побуждайте участников персонифицировать свои жалобы. Вместо того чтобы говорить: «Я чувствую, что от него исходит неприятие», участник может сказать: «Я чувствую себя в присутствии Отто неуверенно. Мне кажется, что он смотрит на меня свысока». Вместо фразы «Некоторые участники группы все время "тянут одеяло на себя"» можно сказать «Карл, я злюсь, что ты так много говоришь, я сам хотел бы сказать больше».

На этой стадии группа легко находит «козла отпущения» или «забрасывает» друг друга негативной обратной связью. Если вы замечаете, что существует такая опасность, то должны вмешаться.

Дайте группе обратную связь и опишите, что происходит. Укажите на то, что возможна еще большая неудовлетворенность и злость и что для работы полезно высказывать эти чувства прямо. Разнообразие характеров делает группу интересной, но иногда различия некомфортны для нас, и мы хотели бы, чтобы

«и волки были сыты, и овцы целы». Вы можете использовать следующие вопросы и техники интервенции для прояснения конфликтов:

Когда вы скучаете, чего вам не хватает?

•    О чем вы подумали и что почувствовали, прежде чем сообщили нам, что вам скучно?

•    Пожалуйста, встаньте прямо перед Чарли. Скажите ему, как вы себя чувствуете в его присутствии... Готовы ли вы сказать Чарли о вашем опыте общения с людьми, которых он вам напоминает?

Вы готовы на некоторое время почувствовать себя Катариной? Походите и скажите, что бы вы думали или чувствовали, если бы были Катариной?

Как вы чувствуете себя, Отто, когда слышите, что от вас исходит неприятие?

•    Тилли, вы сказали, что не чувствуете свою принадлежность к группе, потому что у вас нет всех этих проблем. Не хотите ли вы сказать некоторым членам группы, чем вы отличаетесь от них? В конце участники могут сообщить вам, что они думают об этом.

Ведущий должен спросить о том, как участник реагирует на критику. Но в первую очередь нужно работать с тем, кто критикует. Не очень разумно говорить другим, какие они, какой у них характер и т. д. Лучше сказать, как мы чувствуем себя с другим участником. Мы никого не способны изменить, но можем сообщить, что нам нравится, и чувствуем себя лучше, если четко и ясно говорим о наших трудностях.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒