•    Создайте безопасную атмосферу: позаботьтесь об атмосфере спокойствия. Развивайте доверие и близость, вводите правила, которых вы все будете придерживаться. Создайте четкие пространственные и временные границы. Используйте ритуалы в начале и в конце встречи. Будьте надежны — никого не обижайте, не давайте участникам почувствовать себя аутсайдерами. Чувство безопасности — необходимая предпосылка для экспериментирования и импровизации участников.

Создайте демократическую атмосферу: это не означает, что надо по любому поводу проводить голосования. Решающее преимущество демократии заключается не в выполнении воли большинства, а в защите меньшинства. На воркшопе некоторые участники легко становятся аутсайдерами. Делайте все, чтобы не допустить этого. Пусть вся группа принимает участие в принятии решений и разрешении проблем. Позаботьтесь о том, чтобы все могли высказать свое мнение, интересуйтесь желаниями участников. Покажите им возможность реального согласия.

•    Создайте чувство принадлежности: помогите участникам почувствовать себя на воркшопе в «учебном сообществе». Будьте сами примером сердечного, принимающего и толерантного поведения. Поощряйте такую позицию у членов группы. Чувство принадлежности дает базисную уверенность, которая позволяет быть заинтересованным и готовым к риску в процессе обучения.

•    Создайте чувство идентичности: показывайте своим поведением, что каждый участник является для вас уникальным и единственным. Этим вы избежите попыток членов группы получить «негативное» внимание. Тот, кто чувствует уважение к себе, не демонстрирует деструктивное поведение. Предоставляйте возможность «проявлять себя», предлагая физические упражнения и задания, требующие артистических способностей. Обращайтесь к членам группы по именам. Отмечайте радостные события, например, дни рождения. Выделите время, чтобы отпраздновать успехи участников.

•    Развивайте чувство компетентности: участники чувствуют себя компетентными, когда им удается справиться со сложными задачами, усвоить новый материал. Этому также способствует осознание того, что их ценят за личные качества и индивидуальность. Позаботьтесь о том, чтобы внутри группы существовала возможность давать позитивную обратную связь. Простой и часто недооцененный способ выражения признания — благодарность. Благодарите участников за добровольное согласие принять участие в эксперименте, за инициативы и исправления. Дайте им возможность хотя бы раз в ходе воркшопа поблагодарить друг друга за инициативу и помощь.

65 РАБОТА С КОНФЛИКТАМИ

На четвертой стадии развития группы (стадии конфронтации) конфликты между участниками случаются особенно часто. Участники сблизились, более эмоционально реагируют Друг на друга; но их близость еще не достаточна, чтобы выражать свои желания конструктивно, ясно и, главное, вовремя. Задача ведущего — заботиться о «проявлении» межличностных конфликтов и высвобождении связанной с ними энергии. Конфликты, которые «тянутся» длительное время, мешают работе над групповыми задачами. Вот несколько типичных комментариев, характерных для конфликтов на четвертой стадии:


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒