Варианты:

Вместо работы в «тройках» можно работать по одному. Каждый участник делает две социограммы — диаграмму какой-нибудь группы, в которой он состоит вне воркшопа (для «разогрева»), и диаграмму распределения власти на воркшопе.

64 САМОУВАЖЕНИЕ

Все мы хотим хорошо себя чувствовать. Нам это удается, если мы уверены в своих способностях, считаем себя достойными любви, верим, что мы единственные в своем роде, что нас уважают и ценят другие. Тот, кто считает себя способным и достойным любви, обладает чувством собственного достоинства.

Как правило, мы начинаем свою жизнь, обладая этим чувством. Согласно психологическим исследованиям, 80% детей приходит в школу с высоким уровнем самоуважения, но только 5% абитуриентов удается сохранить его. В этот временной промежуток дети и молодые люди переживают серьезные проблемы, оказывающие сильное отрицательное влияние на их здоровье.

Чувству собственного достоинства взрослых людей сегодня угрожает сложная ситуация на рынке труда. Те, кто потерял рабо ту из-за реструктуризации предприятия, часто переживают глубокую обиду и потерю доверия. Они утрачивают свое место в группе, к которой чувствовали свою принадлежность, и становятся недоверчивыми, даже если им повезет и они найдут новую работу. Неуверенность в завтрашнем дне и страх потери работы несут в себе латентную угрозу самоуважению. Для большинства людей работа является важной частью их идентичности и значимым источником чувства собственного достоинства.

Ведущему необходимо считаться с тем, что в наши дни встречается все больше людей с достаточно хрупким чувством собственного достоинства. Но к счастью, можно многое сделать для того, чтобы каждый нашел свое место в сплоченной и дружелюбной группе, в которой возможно интенсивное обучение.

Мы не можем сформировать чувство собственного достоинства, но можем создать предпосылки для его укрепления. И если есть для этого секретная формула, то она звучит так: сначала мы должны «культивировать» собственное самоуважение. Однако ведущий не всегда является хорошим примером в том, что касается чувства собственного достоинства. Нам нужно постоянно работать над собой, чтобы быть в состоянии стимулировать развитие самоуважения участников.

Существует ряд принципов и качеств, которым ведущие и тренеры должны придавать большое значение:

•    Личностная целостность — говорите правду, сдерживайте обещания и выполняйте договоренности. Если вы «лавируете» или действуете, руководствуясь «скрытым планом», то участники это заметят и будут меньше вам доверять. А вы сами заплатите за свои «дипломатические» уловки внутренним страхом.

Поддержка — поддерживайте цели и идеи тех людей, с которыми вам приходится иметь дело в личной и профессиональной жизни. Это принесет успех и вашей работе. Нужно постоянно спрашивать себя: «Чем я могу помочь?» (Если вы принимаете во внимание и другие пункты из этого списка, то у вас не разовьется «синдром помощника», а появится уверенность, что ваша жизнь естественным образом связана с жизнью других людей.)


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒