4.    Личная власть проявляется, когда кто-то пользуется в группе авторитетом благодаря возрасту, полу, личным качествам или харизме. Разделение личной власти в ходе работы группы может претерпевать значительные изменения. Чем дольше участники знают друг друга, тем более критичными они становятся и тем чаще пересматривают свои оценки.

5. Власть посредством создания коалиции — часто члены группы объединяются на неформальной основе, чтобы оказывать влияние на формы работы группы или доминировать при принятии решений. Подобные фракционные образования могут вызвать проблемы, если оставшиеся участники чувствуют себя запуганными или находятся в меньшинстве. Сменные коалиции — совершенно нормальное явление, но постоянные коалиции могут помешать группе достичь стадии синергии. Причина создания постоянных коалиций, как правило, в неуверенности участников или в недостатке умения вписаться в демократически функционирующую группу.

Ведущему следует постоянно разъяснять, в чем проявляется власть на воркшопе. Хронические конфликты в группе нередко являются результатом неясных властных отношений или их игнорирования. Может быть, следует проанализировать «властные» отношения с помощью соответствующего упражнения. Ведь чтобы группа работала более гибко, в ней не должно быть слишком больших различий с точки зрения влияния. У каждого участника должно быть чувство, что другие и ведущий признают его как равноправного члена группы. Группа может быть успешной только тогда, когда в ней уважают оказавшихся в меньшинстве и «слабых» участников и заботятся о том, чтобы они тоже смогли пережить ощущение успеха. Обращение со «слабыми» — это «барометр» социальной безопасности в группе. Если их игнорируют, ограничивают или плохо с ними обращаются, то возрастает чувство общей неуверенности. Может возникнуть переживание вины.

Если у вас возникает впечатление, что невыясненные отношения нарушают работу группы, вы можете провести специальное упражнение.

Упражнение «Социограмма власти»

Цель. Участники смогут прояснить проявления власти в группе, и понять, о каких типах власти идет речь. Анализ властных отношений, как правило, приводит к тому, что жесткие взаимоотношения становятся более гибкими, а власть и влияние распределяются более равномерно.

Материалы. Плакатные листы и мелки.

Время. 60-120 минут.

Структура работы. Сначала обсудите с участниками различные типы власти. За счет чего мы получаем власть над другими? Дает ли нам ее красота, депрессивное поведение, болезнь, хронические неудачи, «эротичность»?

Затем участники разбиваются на «тройки» и рисуют социограмму разделения власти в группе. На рисунке должен быть представлен каждый участник в виде определенной геометрической фигуры: круга, квадрата, треугольника и т. п. Для каждого нужно найти такую фигуру, которая поясняет, как этот человек оказывает влияние на группу. Размер геометрического «символа» отражает степень влияния участника. Кроме того, распределение символов на листе может продемонстрировать, кто на кого оказывает влияние, кто кому помогает или мешает, какие существуют коалиции, кто находится в центре, а кто — на периферии. Участники «тройки» должны подумать, каким типом власти обладает каждый член группы. В заключение проводится обсуждение в кругу.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒