Когда мы замечаем, что сделали что-то неправильно, проще всего признать это. Очень редко такая позиция вызывает потерю уважения и доверия со стороны группы. Напротив, мы можем испытать значительные трудности, если не будем признавать свои промахи и станем упрямо следовать намеченному плану. Выражая сожаление по поводу сделанной ошибки, мы подаем хороший пример, показываем, что не должны прятаться за своей ролью и быть совершенными. Это также возможность для исследования реакции группы.

Вот список некоторых классических ошибок ведущего:

Ведущий не обращает внимания на то, что хотят, знают и понимают участники.

• У ведущего нет достаточного личного контакта с участниками, он не помнит их имена. Нередко это интерпретируется как недостаток интереса.

•    Ведущий не заботится об организации взаимодействия участников, вследствие чего у них слабо развито чувство «мы».

•    Ведущий оказывает недостаточное внимание тому, что говорят участники, игнорирует их вопросы, идеи и предложения.

Встречи начинаются и заканчиваются не вовремя. Ведущий утомлен и плохо концентрируется на работе. Ведущий пытается достичь слишком многого за короткое время. Он дает много информации и очень долго говорит. Отсутствует баланс между когнитивным и эмоциональным обучением. Участники начинают скучать.

Ведущий не учитывает уникальности своей группы. Он действует по шаблону, и участникам кажется, что с ними обращаются безлико.

•    Речь ведущего изобилует ненужными терминами и профессиональным жаргоном.

Отсутствует живая связь с участниками. Ведущий не устанавливает зрительный контакт, говорит монотонно и не приобщает участников к работе.

Ведущий дает слишком сложные, длительные или невнятные указания и инструкции.

Ведущий преждевременно применяет какую-либо технику, не выяснив, что хотят участники на самом деле и в каком направлении он собирается двигаться вместе с группой.

•    Ведущий недостаточно чуток; он не чувствует сопротивления некоторых участников.

•    Ведущий ригидно преследует свою цель и не обращает внимания на групповой процесс.

Ведущий шутит не к месту.

•    Ведущий планирует слишком много тем для одной встречи, следует своей собственной программе и не учитывает желаний и настроения участников.

Ведущий реагирует на упреки и нападки защитой. Ведущий реагирует формально, когда участник ожидает от него личного мнения.

Ведущий проявляет враждебное отношение к «чужакам» или дискриминацию в отношениях мужчин и женщин, либо не вмешивается, когда в группе допускаются подобные высказывания.

• Ведущий неодинаково относится к участникам. Он предпочитает тех, кто ему нравится, или представителей своего пола, и т. д.

В случае конфликтов ведущий ведет себя пристрастно, поддерживает тех, чья точка зрения совпадает с его собственной.

Ведущий занимается самовосхвалением, хвастается своими достижениями и связями.

Подобные ошибки случаются часто, если ведущий чувствует себя напряженным, изолированным или слабым. Число ошибок значительно сокращается, когда ведущих двое.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒