Продемонстрируйте свою готовность быть в распоряжении участников вне рабочих встреч, особенно это важно для тех, кто считает, что не может достичь целей обучения в группе.-

Скажите о том, что пропуск встреч группы возможен. Однако участник обязан информировать об этом ведущего. Если он забывает об этом, вы как ведущий должны сделать все, чтобы найти его. Такая педантичность показывает участникам, что вы серьезно относитесь к сохранению состава группы.

Желательно, чтобы у ведущего был свой психотерапевт, к которому можно было бы обратиться во время воркшопа и попросить о поддержке. Это означает существование некой «сети безопасности». (Рекомендуется наличие контактов с опытным психотерапевтом у отделов развития персонала, особенно в случае острых жизненных кризисов у сотрудников организации.)

Важнейшие принципы «профилактики» в случае длительного воркшопа:

•    Будьте готовы предоставить себя в полное распоряжение участников воркшопа — они должны иметь возможность обратиться к вам даже в ваше свободное время.

•    Предложите участникам самим позаботиться о поддержании хорошей формы на воркшопе.

•    Попросите участников заранее сообщать вам о намерении пропустить встречу.

•    Выясните, нет ли среди ваших участников представителей «группы риска», и если есть, то проинформируйте своего терапевта и всех ответственных лиц.

•    Как можно быстрее установите личный контакт с каждым участником.

•    Уважайте право участников на сохранение своих границ: они могут пропустить какое-то упражнение, не отвечать на вопросы и т. д.

При любых обстоятельствах не допускайте, чтобы кто-то из участников вынужден был играть роль «козла отпущения».

Узнайте, как и где участники проводят свободное время.

Посоветуйтесь с коллегами или консультантом, если чувствуете сильную негативную реакцию на какого-то участника.

•    Позаботьтесь, чтобы интенсивность работы не была бы чрезмерной для робких участников.

•    Позаботьтесь о том, чтобы перегруженные информацией участники в целости и сохранности вернулись домой после воркшопа.

62 ОШИБКИ

Неопытным ведущим свойственно испытывать страх перед ошибками. Конечно, важно стараться делать свое дело хорошо, но даже самым опытным ведущим случается принимать неверные решения. Поэтому лучше подходить к своей задаче с позиции экспериментатора и оставлять за собой такое же право на ошибку, какое вы предоставляете участникам. Наша деятельность приобретает творческий характер, становится спонтанной и интуитивной, если мы позволяем себе ошибаться, — будь то интервенции, о которых мы потом сожалеем, или применение техник, которые мы задним числом хотели бы использовать иначе. Наши ошибки могут стать стимулом для глубокого анализа ситуации, размышления над собственными теориями или учета нашего психического состояния. В глазах участников ошибки делают нас человечнее. Неправильные решения чаще всего бывают следствием чрезмерной уверенности в собственных предположениях и недостаточного внимания к другим.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒