Упражнение 1. Лавина (четыре участника)

Команда представляет, что находится в горной местности, в хижине. Только что по радио передали, что существует угроза схода огромной лавины, которая сметет вашу хижину с лица земли. Чтобы избежать несчастья, у группы есть сани, но в них только три сидячих места. Как может спастись вся команда?

Упражнение 2. Побег из тюрьмы (пять участников) Совершено политическое преступление, и вы по ошибке попали в тюрьму. Ваши руки в наручниках, на глазах повязка. Кто-то из вас заметил, что дверь камеры не заперта, а охранник, сидящий перед ней, громко храпит. Как группа может освободиться из тюрьмы?

В этой ролевой игре нельзя разговаривать. Договариваться придется невербально. Неплохо было бы обозначить «камеру» с помощью реквизита.

Упражнение 3. Тонущий корабль (четыре участника) Четыре друга находятся на тонущем корабле. Спасательную лодку нужно спустить на воду через несколько минут, но ураган столь силен и волны так высоки, что лодка, скорее всего, тоже пойдет ко дну. Четыре участника — близкие друзья и хотят остаться вместе. Что они могут сделать?

Упражнение 4. Три парашюта (четыре участника) Команда совершает полет на спортивном самолете. Внезапно отказывает двигатель. Есть только три парашюта. Как члены команды смогут решить проблему?

Упражнение 5. Альпинисты (четыре участника)

Пять человек находились на одной веревке, пятый сорвался, находится без сознания, и сейчас его не видно. (Поэтому нам не понадобится пятый участник на эту роль.) Предпоследний участник находится в опасности и может сорваться. Что предпримут альпинисты?

61 «ПРОФИЛАКТИКА»

Я хотел бы рассказать о некоторых опасностях, подстерегающих нас преимущественно на длительных воркшопах, когда участники вечером не имеют возможности вернуться домой в свое привычное окружение. Интенсивность групповой работы и изоляция от нормального окружения могут нести угрозу для некоторых участников, если они не в состоянии устанавливать границы, обидчивы, имеют слабое чувство собственного достоинства или же находятся в жизненном кризисе.

Ведущий должен учитывать меру допустимых психологических нагрузок участников. Чтобы она была разумной, нужно заботиться о том, чтобы каждый участник с самого начала нашел свое место в группе и ощущал свою принадлежность к ней. Необходимо вновь и вновь демонстрировать группе позитивное влияние многообразия на обучение.

Уже на первой встрече можно понять, какую нагрузку группа в состоянии выдержать. Кто из участников наиболее восприимчив? Кто пришел на воркшоп со своими проблемами? Особое внимание нужно уделить тем, кто пришел не по доброй воле, а также тем, кто считает, что воркшоп будет для него бесполезен. Нужно выяснить, целесообразно ли их участие в воркшопе.

На первой встрече также следует сказать о том, что правильная саморегуляция существенно повышает вероятность успеха обучения. Участникам нужно высыпаться, заниматься спортом и вести правильный образ жизни. (Некоторые группы, а также ведущие склонны продолжать работу по вечерам. Увлечен ность — положительное качество, но может быстро привести к утомлению.)


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒