60 РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ

В этой главе мы обратимся к упражнениям, происхождение которых связано с традицией театра импровизаций. Вот пример: перед небольшой командой из 4-5 человек встает опасная дилемма, касающаяся жизни и смерти. Участники должны найти решение, которое позволило бы всем благополучно пережить трудную ситуацию. У таких «жизненно важных» проблем есть одно преимущество — трудности вполне наглядны, и совершенно ясно, в чем состоит проблема. Также ясно, что ее нельзя игнорировать, необходимо найти решение, и этим занимаются все. Столь же очевидны и другие важные вопросы:

•    Когда возникла проблема? Ответ короток и ясен: именно сейчас. Последствия будут серьезными, если группа не придет к разумному совместному решению.

•    Кто должен заботиться о решении проблемы? На него также можно ответить сразу — так как дело касается всех членов команды, все должны участвовать в решении. Только совместными усилиями команда сможет выйти из «ловушки» судьбы.

•    Где развертывается проблемная ситуация? Ответ: проблема там, где находится группа. Проблема возникает единожды и должна быть обязательно разрешена.

•    Почему проблема имеет значение? Речь идет о жизни и смерти, и если группа не найдет решения, всем придется дорого за это заплатить.

•    Как решить проблему? — самый трудный вопрос. Здесь принципиально возможно множество ответов. Существует несколько разумных и многообещающих путей решения. Группа должна попытаться рассмотреть проблему с разных сторон. Участники не могут изменить ситуацию, но вправе выбирать стратегию поведения и, подключив воображение, спасти свою жизнь.

Другими словами, проблемные ситуации способствуют концентрации группы на процессе достижения согласия и поиске решения, приемлемого для каждого участника. Все обращаются к своим знаниям и логическим навыкам. Эти задания интересны именно потому, что не существует какого-то одного оптимального решения. Благодаря этому у группы есть определенная степень свободы. Речь не идет о поиске уже существующего правильного ответа. Группа может подходить к процессу творчески.

Пусть участники разделятся на команды из 4-5 человек. Дайте достаточно времени, чтобы участники могли договориться по поводу решения в ходе ролевой игры. Для этого нужно, чтобы каждый взял на себя определенную роль (придумав имя, возраст, личный и профессиональный статус).

Для подготовки к ролевой игре можно использовать «разогревающее» упражнение: три участника занимают позицию «трехстороннего зеркала». Оно состоит из части, обращенной прямо к человеку, и двух частей с левой и правой стороны. Каждая часть зеркала отражает человека под определенным углом, соответственно каждый из трех участников должен «отражать» свой ракурс. Все участники по очереди находятся в роли человека, примеряющего перед зеркалом одежду.

Это упражнение помогает участникам настроиться друг на друга, что упрощает последующий процесс сотрудничества. Ниже приводятся еще несколько упражнений на импровизацию и принятие совместного решения.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒