«языка тела», нам будет нужен визуальный интеллект, чтобы воспринимать тончайшие сигналы и жесты собеседника. Звучание голоса, его интонация также играют большую роль во взаимодействии, и это «акустическое измерение» взаимопонимания открывается нам только тогда, когда мы обращаемся к музыкальному интеллекту.

Но самое важное условие эффективной коммуникации — готовность настроиться на партнера. Людей, которые умеют делать это легко и непринужденно, мы называем «командными игроками». С ними легко найти взаимопонимание. Однако способность настраиваться на других не у всех развита хорошо, и когда мы общаемся с такими людьми, нам кажется, что они больше сосредоточены на себе и мы не получаем ясного отклика на наши сообщения.

Процесс внутренней настройки на партнера можно сравнить с балансированием на канате: тот, кто хочет научиться сотрудничать, должен хорошо понимать себя и других. Понимать себя означает осознавать свои мысли, желания и чувства. Понимать другого значит быть открытым для идей, желаний и чувств партнера. Сотрудничество не означает, что у партнеров одни и те же цели, чувства и потребности. Это не принесло бы результатов. Цель сотрудничества — создание чего-то нового, решение проблемы, выполнение задачи. Существенно мешает сотрудничеству нарушение баланса — в этом случае у одного из партнеров возникает впечатление, что он не может «достучаться» до другого или что тот не реагирует. Как же достичь баланса в процессе сотрудничества? Мы можем постараться использовать все, что нам известно о коммуникации: активное слушание, внимание к подтексту, пересказ и ясное выражение наших потребностей и целей. Но известно, что в состоянии стресса, в новых ситуациях и в случае сильного расхождения целей партнеров все эти навыки теряются. Когда мы чувствуем себя обиженными, отвергнутыми или бессильными, наши коммуникативные способности ухудшаются и мы замолкаем или начинаем нападать на партнера.

Поэтому второй ответ на вопрос «Как сохранить баланс в процессе сотрудничества?» таков: «Нужно слушать свое тело». Нахождение баланса — это не только умственное действие. Мы ощущаем его на телесном уровне. Мы замечаем, когда открываемся партнеру; когда теряем «центр тяжести» в ходе дискуссии;

когда партнеры вторгаются на нашу территорию и нападают на нас, и т. д. Если мы хотим в совершенстве овладеть искусством поддержания баланса в процессе сотрудничества, нам будут особенно полезны упражнения, в которых задействовано тело.

Ниже представлены игры, которые применяются при обучении актеров. Любая театральная постановка — это тонкий процесс совместной работы, где актеры должны уметь чувствовать друг друга. Игры помогут участникам воркшопа стать более чуткими к межличностному балансу. Их можно время от времени использовать для «разогрева» или для подготовки к групповой работе. Они могут также предварять классические формы совместной работы при решении задач, требующих высокой степени готовности к сотрудничеству.

Упражнение 1. «Толкалки»

Это упражнение продемонстрирует участникам, как можно применять физическую силу и при этом не брать верх над другими. Иными словами, они узнают, как сотрудничать, постоянно поддерживая баланс.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒