«СОВЕТЧИКИ*, «УТЕШИТЕЛИ» И «МУДРЕЦЫ»

Сложность заключается в том, что эти участники больше сосредоточены на других, чем на себе. К этой категории относятся «ведущие-самозванцы», «медсестры», «советчики» и «мудрецы», хвастающиеся тем, какие «жемчужины мудрости» им удалось собрать за свою жизнь. Они часто являются причиной проблем в группе. Создается впечатление, что они ничему не хотят научиться и уже преодолели все трудности. Такие участники опасаются открыто говорить о проблемах и недостатках. Как и «молчунам», этим «трудным» членам группы остальные часто сообщают об их поведении. Ведущему нужно поддерживать такую обратную связь и помочь понять чересчур «альтруистичному» участнику, что иногда мы даем другим больше, если осмеливаемся позаботиться о себе.

Чтобы помочь таким «внешне ориентированным» участникам, вы можете предложить им пройтись по комнате и дать каждому совет, добавив к нему пожелание: «И мне хочется, чтобы вы...» Эта техника позволяет участнику сначала сделать то, что он в основном делает автоматически — дать совет. Но в то же время ему предлагают сделать нечто трудное, а именно — позаботиться о себе и о чем-то попросить каждого члена группы. Впрочем, предлагайте эту технику только тогда, когда участник заинтересован в изменении своего поведения.

58 СОЦИАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Наш мозг — социальный инструмент. В качестве важного средства выживания был создан язык, связывающий нас с другими, позволяющий вместе с ними строить планы и решать проблемы. Частично это объясняет, почему обучение в группах и командах помогает придумывать новые идеи, анализировать проблемы и знакомиться с новыми концепциями. Разговаривая с другими, мы достигаем нового понимания. Благодаря социальным учебным процессам наше мышление стимулируется.

Воркшоп — идеальная среда для социального обучения. В неопасном окружении участники могут высказываться, выражать чувства, формулировать новые идеи и решать проблемы. Члены группы являются важным ресурсом друг для друга, и в этом смысле они важнее ведущего. Порой мы удивляемся тому, что «иерархические» формы обучения раньше принимались как нечто само собой разумеющееся. Школьники концентрировали внимание на учителе, стоящем перед ними. В наши дни все предпочитают разнообразные учебные ситуации. Поддерживайте этот интерес. Иногда на воркшопе идет тихая и сосредоточенная работа, порой — шумная и хаотичная. В одних ситуациях каждый лучше учится сам по себе, в других — вместе с остальными. Самое важное — поощрять взаимопомощь и сотрудничество участников. Подобная установка желательна в деловом мире не менее чем в семье. Поэтому воркшоп должен стать такой обучающей средой, где на первый план выходит взаимодействие между участниками.

РАБОТА С ПАРТНЕРАМИ

Это естественная возможность, способствующая взаимодействию участников. Вместе с партнером решаются учебные задачи, проводятся эксперименты, осуществляется планирование, закрепление нового материала, обмен мнениями, рефлексия, обратная связь, выполняются творческие упражнения.

Чтобы помочь участникам выбрать партнера, вы можете предложить им следующие инструкции:


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒