Стоит выяснить, что приводит к молчанию. Часто молчание является проявлением принятых в нашем обществе или в семье участника норм.

Если на воркшопе множество «молчунов», можно использовать технику «аквариума». Молчаливые садятся в центре комнаты в круг и обсуждают, как они чувствовали себя в группе до сих пор, что они получили, есть ли у них желание участвовать более активно. Применяя эту технику, вы должны быть уверены, что молчаливые участники заинтересованы в том, чтобы представить себя в группе более открыто.

Вариант этой техники организован по обратному принципу. На этот раз активные участники идут в центр круга и говорят о том, как они себя ощущают, когда остальные молчат. Это дает возможность получения обратной связи.

Еще один вариант интервенции — техника «обхода». При этом молчаливый участник ходит по кругу, встает около каждого чле на группы и заканчивает предложение: «Когда я смотрю на вас, то мне кажется, что вы ожидаете от меня...» В конце обход можно повторить, на этот раз изменив фразу на: «Когда я смотрю на вас, мне хочется, чтобы вы...» Эта техника устанавливает контакт молчаливых участников с каждым членом группы; она дает хорошие предпосылки для большей интеграции.

МНОГОСЛОВНЫЕ УЧАСТНИКИ

Иногда участники подолгу ждут, пока многословный член группы остановит свою речь, никак не проявляя внешне своих чувств. Многословность — не только внешний дефект, но и причина блокирования группового развития, которое происходит, потомучто остальные участники заняты сдерживанием своего раздражения. Возможно, вы решитесь на личную интервенцию и сообщите о том, что вы наблюдаете. Можно сказать, например: «Я рад каждому, кто активно участвует и берет слово, но в то же время мне бы хотелось, чтобы все могли высказаться и имели для этого равные возможности. Возможно, вы захотите помочь мне в этом, следя за тем, чтобы время распределялось равномерно и те, кто молчит, тоже могли проявить себя».

Можно выбрать и групповую технику, которая также исследует подобное поведение участников. Поставьте какой-нибудь предмет — вазу или книгу — на пол в середине круга и скажите: «Я хочу предложить вам провести короткую "инспекцию" коммуникации в группе. Если у вас возникает впечатление, что вы слишком часто говорите, то подойдите ближе к предмету в центре, если же вам кажется, что вы говорите редко, то отойдите на соответствующее расстояние. Выберите место, которое символически выражает степень вашего вербального участия в работе группы». После этого все участники комментируют свой выбор. Кроме того, они могут сообщить свою реакцию на выбор остальных. Это социометрическое упражнение предоставляет достаточно материала для общего «круга обратной связи» по поводу коммуникативной ситуации в группе.

САРКАСТИЧНЫЕ ИЛИ ЦИНИЧНЫЕ УЧАСТНИКИ Такие участники подшучивают над другими, отпускают пренебрежительные или ироничные замечания, например: «Я, конечно, не так психологически подкован, как Чарли, но делаю свою аботуправильноичетко». Постоянный сарказм может нанести вред доверию в группе, особенно, когда остальные участники не осмеливаются обратить внимание на такое поведение. В этом случае вы можете предложить им прямо выражать свою критику и связанное с ней раздражение: «Готовы ли вы провести эксперимент? Пройдите по кругу и скажите каждому, что вам в нем мешает и что вас раздражает». Это поможет установить прямой контакт саркастических участников с остальными и стимулировать группу прямо выражать эмоциональные реакции.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒