- многословный (монополизирует возможность высказывания);

саркастичный;

«советчик» (постоянно занят другими, а не самим собой).

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ

Задача ведущих — заботиться о том, чтобы участники могли обучаться и быть продуктивными членами группы и чтобы группа в целом могла стать средой интенсивного обучения. Если мы наблюдаем трудное и непродуктивное поведение, не нужно пытаться слишком быстро «вылечить» его «виновников» или изменить их проблемное поведение. Сначала мы должны выяснить, что они хотят «сообщить» нам подобным поведением и понимают ли они сами, что создают проблемы для остальных. Ведущий и участники должны действовать тактично, чтобы никого не обидеть, не изолировать и не спровоцировать усиленное сопротивление. Большинству людей легче изменить собственное поведение, если они смогут увидеть его из другой перспективы в дружеской атмосфере, если им дружелюбно расскажут, как их видят другие, и они сами смогут решать, хочется ли им измениться.

В любом случае неправильно навешивать на «трудного» участника ярлык, считая его многословным брюзгой. Подобные ярлыки делают его «козлом отпущения» и подкрепляют нежелательные способы поведения. Слишком сильное групповое давление, упреки и нападки могут обидеть участника и заблокировать изменения. Если ведущий примет решение вмешаться, он не должен вредить личным отношениям с «трудным» членом группы. Вместо того чтобы говорить многословному участнику, что он монополизирует дискуссию, можно сказать: «У меня с вами возникают затруднения. Когда вы так подробно описываете своего начальника, то через некоторое время мне становится трудно слушать вас. Мне гораздо интереснее, как вы сами внутренне реагируете на своего шефа». Или же ведущий может выразиться метафорично и сказать: «Мне очень хочется вас понять и узнать лучше, но мне нелегко следовать за вами, когда вы так детально описываете события. Я люблю гулять в лесу, но здесь у меня возникает чувство, что я сбился с пути и заблудился». В результате у участника появляется шанс понять, что он теряет внимание других, когда говорит так много, и, возможно, он решит изменить свое поведение. Но даже если он не захочет изменить его, то будет знать, с какими последствиями ему придется считаться.

Наряду с личным вмешательством у ведущего есть возможность попросить группу дать обратную связь. В этом случае он также должен действовать очень тактично. Остальные участники следят за интервенциями ведущего с большим вниманием. На них оказывает благоприятное воздействие умение ведущего дружелюбно и с юмором обращаться с «трудным» поведением.

МОЛЧАЛИВЫЕ УЧАСТНИКИ

В принципе ведущий должен проявлять уважение к молчащим членам группы, чтобы создать подходящий климат, в котором участник сможет самостоятельно отказаться от собственной сдержанности. В то же время ведущий должен показать, что ему интересно ближе познакомиться с «молчуном» и лучше понять его. Поэтому для участника полезно узнать, какое воздействие оказывает молчание на остальных членов группы. Во многих группах участники в течение некоторого времени предлагают «молчуну» высказаться. И часто такой интерес бывает оценен. Если ведущий предлагает обсудить тему молчания, он может выразить надежду, что молчаливые участники также смогут реализовать свои цели в группе. Можно сначала предложить им самим обсудить свои цели между собой. Можно объяснить «молчунам», как важно для любой группы участие всех ее членов. Однако существует опасность, что активные участники почувствуют, что их критикуют, или посчитают себя виноватыми в том, что якобы отбирают у остальных возможность проявить себя.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒