«Инакомыслящих» можно узнать по следующим признакам:

-    часто возражают, любят новизну, изменения, легко идут на риск;

-    иногда нарушают правила и переходят границы;

-    чтобы понять что-то, им нужно обратить внимание на различия.

Не пытайтесь изменить «инакомыслящих», с ними все в порядке. Цените то обстоятельство, что они приносят с собой новые перспективы. Следите за тем, чтобы эти люди не превратились в «аутсайдеров» или «козлов отпущения». Если «инакомыслящий» участник обращает ваше внимание на то, что вы неправильно написали слово на плакате, поблагодарите его и предложите и впредь быть внимательным, чтобы вовремя обнаруживать ошибки, неточности или упрощенные решения проблем.

Я хочу предложить вам два упражнения для работы с «инакомыслящими».

Упражнение 1. Системные принципы

Участники разбиваются на «четверки» и пытаются вспомнить примеры из своего опыта, соответствующие законам системного мышления:

•    Сегодняшние проблемы появляются из вчерашних решений.

•    Иногда лекарство хуже, чем сама болезнь.

Быстрее — значит, медленнее.

Незначительные изменения могут привести к значительным результатам, но лучшие возможности изменений часто осознаются смутно.

•    Если разделить пополам слона, это не будет означать, что получится два слона поменьше,

•    Не нужно никому делать упреки.

Упражнение 2. Принцип Сфумато

В своей книге «Думать, как Леонардо да Винчи» ("How to think like Leonardo da Vinci") Майкл Гельб пишет о том, что Леонардо обладал замечательной способностью выдерживать напряжение противоречий и умел обращаться с неопределенностью, многозначностью и парадоксами жизни. В наше время быстрых перемен очень полезно обладать такой толерантностью, и «инакомыслящие» участники группы должны это знать.

Пусть участники разделятся на пары и поговорят о следующих противоположностях и парадоксах:

•    Радость и печаль. Вспомните о печальных моментах своей жизни... Какие мгновения были самыми счастливыми? Есть ли связь между этими чувствами? Когда вы одновременно переживали радость и печаль?

•    Сила и слабость. Назовите три сильные стороны, характерные для вас, и три личные слабости. Каким образом сильные стороны становятся слабыми? Как вы можете использовать свои сильные и слабые стороны?

•    Близость и независимость. Подумайте об их тесной взаимосвязи. В чем она состоит? Может ли одно существовать без другого? Вызывает ли иногда эта связь у вас страх?

•    Изменение и постоянство. Поговорите о трех важных переменах, которые вам случилось наблюдать в вашей жизни. Вспомните три вещи, которые остались неизменными. Что вы думаете по поводу высказывания: «Чем сильнее изменяются вещи, тем больше они остаются неизменными»?

57 «ТРУДНЫЕ» УЧАСТНИКИ

Любая учебная группа работает лучше всего в том случае, когда все ее участники вовлечены в работу примерно в одинаковой степени, когда все вносят свой вклад, никто не монополизирует внимание и нет хронически пассивных или молчащих. Если кто-то постоянно отпускает саркастические и враждебные замечания, беспрестанно выступает в роли советчика или «неофициального ведущего», это нарушает позитивное групповое развитие. В этой главе я хотел бы кратко охарактеризовать четыре наиболее часто встречающихся вида «трудных» участников: молчаливый;


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒