У нашего мозга есть потребность фиксировать знакомые вещи, и в то же время он реагирует на новые впечатления. Часть учащихся делают акцент на сходстве с уже известным, другие замечают прежде всего различия. Можно сказать, что почти пятидесяти процентам учащихся свойственны обе тенденции в одинаковой пропорции. Примерно десять процентов участников имеют привычку постоянно обращать внимание на различия, исключения и новизну. Приблизительно сорок процентов замечают в первую очередь сходство.

Стиль мышления участников проявляется в их поведении. «Конформисты» обращают внимание в основном на сходство, ценят в жизни постоянство. Они в течение длительного времени работают на одной работе, общаются с одними и теми же людьми, обедают в одних и тех же ресторанах, годами одинаково проводят свободное время. Они используют обобщающие модели мышления и высказывания, например: каждый..., мы всегда..., никогда..., все... Десять процентов «инакомыслящих», обращающих внимание на различия, имеют другие предпочтения. Они больше ценят изменчивость, чем сходство. Они охотно пробуют новое, проверяют новые маршруты, ходят в новые места, любят экспериментировать. Они ищут исключения из правил и используют словесные обороты: но..., не всегда..., можно посмотреть на это по-другому.... Если где-то висит щит с надписью « Проход запрещен», то «конформисты» туда не пойдут, а «инакомыслящие»

испытают любопытство: что может там скрываться? Не путайте таких людей с представителями следующих групп:

•    Скептики — сомневаются во всем, но не ищут нового. Очень трудно меняют свое мнение, потому что внутренне ригидны, чего нельзя сказать об «инакомыслящих».

•    Незрелые личности — как двухлетние дети, на все говорят «нет», используя протест для установки собственных границ или даже для проявления собственной личности.

•    Социопаты — оказывают сопротивление, потому что настолько уязвимы, что чувствуют себя более или менее хорошо, только когда ведут себя агрессивно. Социопаты мстят за перенесенную несправедливость.

Процентное соотношение «инакомыслящих» и «конформистов» колеблется в разных культурах. Там, где почитаются традиции и адаптация, как, например, в Японии, высок процент «конформистов». В Израиле приветствуется, когда дети задают вопросы, находят исключения из правил и различия, в этой стране большое количество «инакомыслящих». Раскол партийной системы подтверждает это обстоятельство. Множество новых израильских компаний, работающих в области высоких технологий, доказывает продуктивность «инакомыслящих» в инновационных и исследовательских проектах.

В Австралии также можно обнаружить высокий процент «инакомыслящих». Частично это связано с тем, что этот континент в свое время был английской колонией, куда ссылали преступников. Но основная причина в том, что иммигрантам было свойственно думать иначе, чем их соотечественникам. Они привезли с собой страсть к переменам. Американские социологи назвали этот мотив «синдромом калифорнийских переселенцев» ("California Greener Grass Syndrome"). В Соединенных Штатах на Среднем Западе доминируют «конформисты», а в некоторых штатах Восточного побережья и в Калифорнии чрезвычайно высок процент «инакомыслящих». Не случайно «мотор» американской экономики находится в Калифорнии, в Силиконовой долине, где множество фирм, занимающихся компьютерными технологиями, создают благодаря Интернету нечто вроде «глобального мозга». Всем известный пример «инакомыслящего» — основатель компании «Дисней» Уолт Дисней. Его главным стремлением было разрушать правила социальной конформности и создавать то, чего ему так не хватало — удовольствие, радость и развлечение для семьи.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒