•    Следите за тем, чтобы участники на каждой встрече двигались и их левое полушарие могло немного отдохнуть. Используйте активные игры, рисование, техники воображения и другие мероприятия, в которых задействовано наше бессознательное.

•    Предоставляйте участникам возможность самостоятельно решать, как им работать. Пусть у них будет выбор из несколькихтем, а также форм работы — в одиночку, с партнером, в малой группе и т. д. Возможность выбора мотивирует!

•    Старайтесь не испытывать сильного стресса. В конце дня отдыхайте, создавайте ситуации, в которых вы можете расслабиться.

•    Предлагая упражнение, давайте ясные инструкции: четко сформулируйте, что нужно сделать, и проверьте, правильно ли вас поняли.

•    Используйте различные типы интеллекта участников. При планировании рабочего дня нужно учитывать все «семь интеллектов». Участники должны иметь возможность обсуждать важные для них темы. Выделите время на разговоры и дискуссии в кругу или в парах. Не забывайте про обратную связь. Это даст вам ценные сведения, поможет предупредить возникновение проблем и найти ответ на вопрос «Что я могу сделать по-другому, чтобы участники лучше обучались?»

•    Избегайте запугивания, вознаграждений и наказаний.

•    Покажите участникам, что вы в них заинтересованы, иногда проводите с ними время вне воркшопа — принимайте участие в спортивных играх, посещайте вместе с ними кафе, организуйте театральный вечер и т. п.

Упражнение «Среди ясного неба»

Я хотел бы предложить вам упражнение для работы с темой помех. Оно будет особенно полезно тем участникам, которые профессионально занимаются обучением или ведут группы.

Ведущий говорит: «Это упражнение на воображение, и оно поможет нам выяснить, какие процессы в группе могут отвлечь наше внимание и нарушить работоспособность. Закройте глаза и расслабьтесь... Представьте себе, что вы занимаетесь какой-то интересной деятельностью на воркшопе. И вдруг что-то отвлекает вас. Почувствуйте, как ваше внимание внезапно переключается. Что может вас взволновать, вызвать интерес, обеспокоить? Что происходит в группе? Как реагируете вы сами? Как ведут себя другие члены группы?

Дайте себе время пережить эту ситуацию в воображении, используйте все органы чувств, чтобы сделать ее максимально достоверной. Что вы думаете, что чувствуете? Как бы вы сами прореагировали на эту ситуацию в привычных обстоятельствах?

Какова была бы ваша спонтанная реакция? Когда вы будете готовы, снова возвращайтесь в группу, слегка потянитесь и откройте глаза. Давайте обсудим ваши представления».

56 «ИНАКОМЫСЛЯЩИЕ»

Иногда ведущий называет «неудобных» участников «трудными». Мы не должны использовать это прилагательное, скорее следует говорить о нашей неспособности понимать некоторых участников. К ним относятся и те, кого мы с первого взгляда считаем «всезнайками». Мы предполагаем, что они незрелы, испытывают проблемы с признанием авторитета другого человека и т. д. Но эти интерпретации часто вводят в заблуждение. « Всезнайки», как правило, мыслят продуктивно. Только их мозг работает иначе, чем у других.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒