7. Сообщение о помехах и работа с ними — условие эффективного обучения. Можно ввести в группе правило «в первую очередь — работа с помехами»: в тех случаях, когда участники (и ведущий) осознают, что они отвлекаются, волнуются, испытывают страх или раздражение, нужно сообщать об этом. Но мы должны понимать, что далеко не все помехи четко осознаются «виновниками», поэтому такое правило не является гарантией того, что помеха будет обсуждаться.

КАК ИЗБЕЖАТЬ ПОМЕХ

Вот несколько советов, которые помогут вам избежать возникновения помех:

•    Ограничьте время передачи информации группе (не более 20 минут). Прежде всего это относится к монологам ведущего или отдельных участников, но также и к презентациям и дискуссиям.

•    Проводите больше мероприятий под девизом «Что я в результате получу?». Определите вместе с участниками, что они хотят изучить и что они получают, когда занимаются определенной темой. Начните с выяснения потребностей и целей участников. Чем больше внимания вы уделите целям, тем более активна будет группа.

•    Если вы устанавливаете правила, они должны быть понятными. Участникам важно знать, зачем вы их принимаете. Повесьте список правил на стену, чтобы все могли его видеть. Чем меньше будет правил, задаваемых ведущим, тем лучше (см. главу 36).

•    Создавайте возможность для работы в малых группах, «тройках» или парах, проводите обсуждение в кругу. Преимущество сотрудничества в малых группах — чувство безопасности и уверенности, удовольствие от совместной работы.

•    Постарайтесь в первые минуты встречи установить зрительный контакт с каждым участником.

•    Позаботьтесь о том, чтобы у всех участников было достаточно возможностей высказаться, выразить свои мысли, чувства и идеи. Используйте для этого разные учебные стратегии: работу в кругу, в малых группах, мозговой штурм, уп-ражнения-«активаторы» и т. д. Длительное молчание отдельных участников может привести к стрессу. Только когда нас слышат, мы чувствуем свою значимость и внимание к себе.

•    Постарайтесь, чтобы участникам было интересно. Создавайте разнообразный, свежий, стимулирующий, иногда даже непривычный учебный климат.

•    Наблюдайте за настроением участников. Сразу же реагируйте на признаки утомления, скуки или раздражения. Фрустрация, как правило, приводит к апатии или озлоблению. Предупреждайте возникновение подобных проблем, меняя ситуацию.

•    Установите контакт со всеми членами группы. Это одна из важных задач ведущего. Особое внимание обращайте на участников, с которыми у вас самые непрочные отношения. Определите, кто легко и много говорит, а также позаботьтесь о том, чтобы «тихони» тоже были услышаны.

•    Избегайте классической ошибки: считать некоторых участников «всезнайками». Речь часто идет о людях, которые думают немного по-другому, чем большинство, и находятся в постоянном поиске нового. Они сообщают, что для них скучно, чего не хватает, что неправильно. Эти участники не стремятся помешать или подвергнуть критике авторитет ведущего. Они просто используют другие когнитивные перспективы. Их высказывания очень важны, они напоминают нам о том, что можно все рассматривать под разными «углами зрения». Используйте «позитивное» обозначение для таких членов группы; я бы предложил называть их «инакомыслящими». (В следующей главе вы найдете советы, как обращаться с такими участниками.)


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒