Если вы предпочитаете недирективный стиль работы, дайте участникам понять: на воркшопе речь идет не о том, как сделать приятное ведущему, а о том, как лучше учиться.

3.    Все участники заслуживают уважения. Широко распространенная ошибка — разделение участников на «хороших» и «плохих». Большинство участников хотят что-то получить от воркшопа. Они редко приходят с намерением покритиковать ведущего, позлить его или доказать его некомпетентность. Все они испытывают нормальные потребности выражать себя, оказывать определенную степень влияния, обращать на себя внимание и нравиться. Возможно, иногда они выражают эти потребности слишком резко или недостаточно тактично, но наша задача — уважать эти потребности и заботиться о том, чтобы фрустрация или недостаток внимания находили свое выражение. Если же, кроме того, мы показываем пути конструктивного удовлетворения этих основополагающих потребностей в повседневной жизни, то этим мы косвенно сообщаем участникам: «Вы — человек из плоти и крови, со своим индивидуальным темпераментом, со своей восприимчивостью. Я уважаю вас таким, какой вы есть».

4.    Лучшие «дисциплинирующие меры» — те, которые проводятся незаметно. Каждому ведущему знакомы провокационные вопросы с сильным эмоциональным посланием, посторонние разговоры, уход из комнаты, чтение газет во время работы группы и т. д. Если вас это тревожит, в группе может появиться еще больше проблем с дисциплиной, поскольку энергия перетекает туда, куда обращено внимание. Например, если вы не хотите, чтобы участник продолжал читать газету, можете предложить группе небольшое упражнение, во время которого все должны встать со своих мест и поработать в парах. Чем меньше участник осознает, что его дисциплинируют, тем лучше. Постарайтесь делать акцент на обучении, а не на вопросах дисциплины. Создавайте разнообразные учебные ситуации, предлагайте активные процедуры, в которых есть новизна и некий вызов, при этом следите за тем, чтобы не наступало утомления участников. Сосредоточьте свое внимание на удовольствии, связанном с обучением. Используйте стратегии, перечисленные в конце этого раздела, чтобы избежать помех. Дайте участникам понять: ведущий не монстр и не «мимоза», он знает, как провести свой корабль через бури и непогоду.

5.    Помехи — информация для ведущего. Большая часть помех связана со спонтанной реакцией участников. В основе «мешающего» поведения практически всегда лежат простые, но сильные потребности (см. главу 6), такое поведение не планируется заранее. Реагируйте невербально, не применяйте знакомые участникам со школы приемы: не читайте лекций, обращайтесь к правилам поведения в группе только в случае необходимости (см. главу 36).

6.    Предупреждение предотвращает 95% помех. Когда участники увлечены учебным процессом и могут свободно выражать себя, у них есть достаточно возможностей разобраться с помехами тактично. Постарайтесь правильно организовать учебный процесс, не забывайте о необходимости чередования концентрации и расслабления, активности и отдыха. Позаботьтесь о «переходных» мероприятиях. Если у кого-то из участников имеются серьезные проблемы, поговорите с ним в перерыве. Опытные ведущие редко испытывают трудности с дисциплиной, потому что умеют создать в группе оптимальный климат. Дайте участникам косвенное послание: здесь вы можете концентрировать свое внимание на действительно важных вещах.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒