-    подавление: ведущий подавляет мешающие чувства, чтобы работа группы не нарушалась и участники могли концентрироваться на обучении;

-    усиление контроля: так как подавляемые чувства все же мешают учебному процессу и вызывают новые «помехи», ведущий вынужден усилить контроль, чтобы не отклоняться от цели.

Если мы действуем по этой модели, игнорируя или подавляя помехи или наказывая каким-либо образом «мешающих» участников, то мы ухудшаем учебный климат. Особо боязливые участники испытывают трудности в обучении, потому что не чувствуют себя уверенно. Кроме того, мы подаем очень плохой пример. Мы «имплицитно» демонстрируем собственную неуверенность, потому что не в состоянии конструктивно реагировать на неожиданную ситуацию. Поэтому предпочтительна другая модель, основанная на следующих принципах:

-    чувства сопровождают любой вид групповой работы и могут быть выражены; учащиеся в этом случае лучше себя чувствуют и лучше учатся;

-    нужно всегда сообщать о помехах и обсуждать их, и в этой ситуации вероятность возникновения новых помех уменьшается;

-    чем больше свободы имеют учащиеся, тем лучше они учатся;

-    ведущий должен давать меньше «официальных» указаний;

-    нет проигравших, все победители.

«ФИЛОСОФИЯ ПОМЕХ»

А теперь я представлю семь принципов «философии помех», которая помогает улучшить учебный климат в группе и сокращает опасность серьезных нарушений.

1. Помехи — это часть нашей жизни. В повседневной жизни, в семье, на работе постоянно возникают неожиданные ситуации, нарушающие нашу деятельность, наши планы. Мы спрашиваем себя: «Что означает эта новая информация, это событие? Заняться ли этим прямо сейчас? Или проигнорировать? А может быть, вернуться к этому позже?» Жизнь хаотична. Мы не можем ожидать, что наш воркшоп станет «островом» спокойствия, где не действуют законы жизни. Совсем наоборот, определенная степень помех показывает, что группа живет. Помехи случаются часто, и лучше на них настроиться, чем подавлять. Лучше всего рассматривать помехи как некий вызов. Если мы принимаем их и стараемся что-то в этой ситуации получить, то косвенно сообщаем участникам: воркшоп не лаборатория, не стерильная учебная ситуация, а «реальная жизнь». Все, чему я здесь научусь, я могу позже применить в жизни.

2.    Жесткий контроль приводит к увеличению количества помех. Честолюбивые ведущие нередко испытывают желание как можно быстрее научить участников чему-то определенному, изменить их поведение. Они хотят стремительного достижения целей обучения. Чтобы добиться этого, нужна высокая степень контроля. Надо распределять вознаграждения, чтобы участники делали именно то, чего от них ожидает ведущий. Порой можно применить запугивание, наказание «отклоняющегося» поведения или поощрение конкуренции, чтобы указать участникам желательное направление. Однако эти контролирующие мероприятия имеют опасные побочные действия. Принуждение и манипуляции приводят к потере интереса к обучению. Страх и стресс мало способствуют обучению; лучше всего обучение происходит в ситуации, содержащей некий вызов. Поэтому нужно делать все, чтобы участники испытывали любопытство, могли самостоятельно принимать решения по поводу целей обучения, выражать негативные чувства, пропускать встречи группы, если чувствуют, что им нужна пауза для размышления. Умеренный контроль сокращает количество помех.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒