Если в группе достаточно доверия, такие «латентные программы» можно раскрыть. Как правило, этот процесс приводит к значительному повышению уровня групповой энергии.

6.    Притяжение и отталкивание, зависть и конкуренция. Социальное поведение участников воркшопа в значительной степени определяется их жизненным опытом. Отношения с родителями и авторитетными личностями в детстве, очередность рождения, знакомая социальная среда — все это влияет на поведение в группе. Наше восприятие других участников может искажаться переносом («Ты как мой отец»), а также проекцией собственных чувств и желаний на других. В случае негативного переноса («Мне всегда не по себе, когда Эрик подходит ко мне») ведущий может осторожно попытаться вместе с участником исследовать, был ли в его жизни кто-то, похожий на Эрика. Прежде всего не дайте участникам попасть в положение аутсайдеров или «козлов отпущения» и следите за тем, чтобы внутри группы не было раскола по типу «Мужчины против женщин», «Учителя против психологов» и т. д.

7.    Ситуативные помехи. Эти затруднения возникают в основном в результате фрустрации, вызываются стрессом или архаическими тенденциями «древних отделов мозга» (см. главу 6). Подобные трудности проявляются в:

—    посторонних разговорах;

—    опозданиях;

—    пропусках встреч;

—    саркастических замечаниях;

—    высказываниях дискриминационного характера;

«монополизаторском» поведении во время дискуссии;

-    вербальных атаках на участников или ведущего; манерности или клоунаде и т. п.

8. Волнующие сообщения извне. Иногда на воркшопе становятся известны новости, сильно волнующие всех или отдельных участников:

-    драматические политические события;

-    существенные изменения на собственной фирме;

-    личные удачи или несчастья.

О таких волнующих известиях нужно говорить, чтобы группа снова стала работоспособной. Не очень разумно обходить их молчанием.

Помехи напоминают участникам и ведущему о том, что хаос — такая же норма, как и порядок. Но в основном ни участники, ни ведущий не склонны философски реагировать на внезапный беспорядок. Как правило, помеха вызывает сигнал тревоги: она означает нечто новое для нашего мозга, а это новое выступает на первый план. Конечно, мы спрашиваем себя, несет ли оно нам позитивные изменения или угрозу. Большая часть помех является сигналом опасности, и часто возникает вопрос, какая реакция лучше — бегство или нападение? Так как в группе никто не может реально убежать или напасть, у всех возникает стресс. Ведущий тоже должен прореагировать на ситуацию. Чем больший стресс испытывает он сам, тем больше вероятность, что он обратится к классической авторитарной модели разрешения кризисов. В этой модели речь идет о контроле и подавлении кризисной ситуации, а не о ее органичном решении. Элементы модели:

-    контроль со стороны ведущего;

-    приоритет темы, задания над процессом;


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒