3.    «Цензура» и сдержанность. В каждой группе есть свои «табу», то есть запрещенные темы или сообщения. И если кто-то хочет об этом поговорить, его прямо или косвенно остановят.

Частые табу — сильные эротические влечения, личные антипатии и критика других участников. Табу может быть выражение сильных чувств (прежде всего горя и ярости), критика ведущего, организации и институтов, спонсирующих воркшоп. Если сильные чувства или страстные мысли постоянно подвергаются цензуре, в группе возникает ощутимое напряжение. Это может привести к «парализации» групповой энергии и ограничениям в учебном процессе. Тогда возникает насущный вопрос: какую степень откровенности и близости может позволить себе эта группа?

4.    Нарушения коммуникации. Постарайтесь, чтобы участники обращались друг к другу прямо. Это предполагает «Я-выска-зывания»: «Я раздражен» вместо «Нас всех раздражает», и т. д. Сюда же относится использование открытых вопросов («Что вы думаете об этом?» — это приглашение к разговору, тогда как «Вы согласны со мной?» — манипулятивное «псевдоприглашение», в этом случае спрашивающий не заинтересован в дифференцированном ответе). Стимулируйте рефлексивное слушание. Фраза «Вы хотите этим сказать, что...» проверяет, правильно ли слушатель понял то, что сказал другой участник. Процесс слушания нарушается, если:

Мы заранее раздумываем, что скажем в ответ.

Мы слишком быстро даем совет, и этим мешаем собеседнику сообщить больше.

Мы заранее знаем, что скажет другой. У нас сразу возникает ассоциация: «Недавно со мной случилось нечто похожее...»

Мы делаем поспешные выводы.

Мы упражняемся в чтении мыслей: «Я знаю, что ты думаешь», «Ты подавлен», и т. д.

Не менее вредны коммуникационные и мыслительные «блокады» , парализующие говорящего и слушателя. Обратите особое внимание на высказывания такого типа:

Это не так уж важно...

Меня никогда никто не слушает...

Со мной всегда так...

•    Я говорю это один раз и не буду повторять...

•    Вы должны знать, что я думаю...

•    Я говорил вам это, но знал, что вы не будете слушать...

•    Так не пойдет...

Никто не может этого...

•    Я пробовал уже все... и т. п.

Если участники перебивают друг друга, если кто-то не получает подтверждения, что его сообщение услышано, если робких участников не поощряют к тому, чтобы они больше сообщали о себе, ведущий должен вмешаться.

5.    Латентные программы. Под этим подразумеваются скрытые цели, которые существуют у членов группы и ведущего. Они могут мешать спонтанному поведению, активной работе и интенсивному обучению. (Ведь обучение означает «открытие себя».)

Примеры:

•    Я нахожусь здесь, потому что меня вынудили, на самом деле я хочу уйти.

•    Я хочу, чтобы встреча была короткой, потому что мне надо скорее вернуться домой.

•    Я хочу произвести хорошее впечатление.

•    Я хочу всем нравиться.

•    Я участвую, потому что увлечен кем-то.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒