7.    Учитывайте жизненные потребности участников. Наш мозг лучше всего работает, когда занимается тем, что служит нашему выживанию. Если участники работают над жизненно важными темами, их мотивация усиливается. Для многих большое значение имеют профессиональные темы: «Как мне лучше общаться с шефом? Что я могу сделать для сплочения моей команды?» Но часто люди хотят научиться чему-то, что будет полезным в личной жизни, даже если не признаются в этом прямо. Если у них возникает чувство, что они получают идеи и навыки, имеющие отношение к партнерским отношениям или семье, к их повседневной жизни, то интерес к учебе повышается. Никакая премия не может вызвать такую мотивацию!

8.    Предоставьте участникам возможность выбора и творчества.

Постоянный контроль и манипуляции вызывают разочарование, сопротивление или пассивность. Давайте участникам возможность выбора в ходе обучения и работы на воркшопе. Полнота альтернатив — хороший контекст для создания высокой мотивации. Прислушивайтесь к пожеланиям участников: они могут стать рядовыми исполнителями, взять на себя роль тренеров или экспертов. Дайте возможность командам поработать над комплексными темами, придуманными самостоятельно.

9.    Создайте стимулирующую окружающую обстановку. Повесьте на стены картины и плакаты, включайте разнообразную музыку и т. д.

10.    Дайте участникам понять, что ошибки приветствуются. Обучайте участников правильно задавать вопросы и проводить дискуссии.

55 РАБОТА С ПОМЕХАМИ

Все, что нарушает концентрацию внимания участников на работе и обучении, является помехой. Некоторые из этих помех совершенно незаметны, другие замечаются, но оставляются без внимания и через некоторое время исчезают сами собой; какие-то помехи обсуждаются вслух, если на них реагирует участник, ведущий или другие члены группы.

ВИДЫ ПОМЕХ

1.    Помехи, привнесенные извне. Нередко встречаются участники, у которых сложилась непростая ситуация в личной или профессиональной сфере. Болезни членов семьи, проблемы с супругом, конфликты на работе могут накладывать отпечаток на чувства людей и приковывать к себе их внимание. Порой проходит некоторое время, прежде чем эти участники смогут отвлечься от своих забот. В этом случае помогает неформальный разговор с другими или с ведущим. Иногда человек сам решается сообщить группе о том, что отвлекает его от совместной работы.

2.    Ассоциативные помехи. Все, о чем говорится на воркшопе, может вызвать сильную личную реакцию — возникнут воспоминания о каком-то событии, надежда или опасение. Например, кто-то рассказывает о прощальной вечеринке на своей старой работе. Другой участник только что расстался с девушкой, и тема расставания вызывает интенсивную внутреннюю «цепную реакцию». Подобные ситуации случаются в жизни группы очень часто. В результате некоторые участники надолго отвлекаются от «официальной» программы. Если нечто подобное переживают одновременно многие члены группы, возникает «энергетическая дыра», отчетливо воспринимаемая большинством участников и ведущим. Основные провоцирующие отвлечение темы: насилие, смерть, проблемы в отношениях, политика, школа, секс и сексуальная дискриминация, расизм, деньги, дети, разводы, болезни, безработица, увольнения, начальство, родители.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒