-    долгосрочная готовность к работе;

-    самоуправляемое обучение;

-    ценности уважения, лояльности и дружелюбия;

-    творчество и комплексное мышление;

-    искренность, независимость и уверенность в своих силах;

-    готовность к ответственности и сотрудничеству.

Если учащийся выполняет какое-либо задание, чтобы получить вознаграждение или признание, это означает, что задание само по себе непривлекательно. Поэтому, пожалуйста, откажитесь от всех вербальных и материальных «поощрений». Этот бихевиористский метод приносит больше вреда, чем пользы. К счастью, существует реальная альтернатива: работайте так, чтобы обучение приносило удовольствие участникам и было полезным для них как в личном, так и в профессиональном смысле.

1. Проявляйте уважение к участникам. Например, когда участники представляют результаты своей работы, вы можете прореагировать на это, просто сказав «спасибо». Вы обнаружите множество возможностей выразить свою радость, удовлетворение, одобрение с помощью этого волшебного слова.

2.    Используйте небольшие церемонии и ритуалы. После выполнения трудных заданий и реализации проектов такие события выполняют развлекательную роль и соответствуют глубинной человеческой потребности, потому что в этом случае радость от успеха естественна. Одобрение со стороны членов группы также оказывает благотворное воздействие на участника.

3.    Организуйте квалифицированную обратную связь со стороны партнера, малой группы, круга. В отсутствие такой обратной связи участники обычно хотят получить ее от ведущего.

4.    Предоставляйте возможность устраивать «праздники». Вовремя ролевой игры группа нередко спонтанно реагирует на что-то восторженными аплодисментами. Иногда полезно лично поаплодировать кому-то. Дайте возможность каждому высказать признание самому себе и другим. Пусть участники скажут, что им нравится в работе разных членов группы. Сделайте группе простой подарок, например, пятиминутное загорание в парке или «массажный круг». Такие спонтанные действия автоматически понимаются участниками правильно: «Я имею право получить удовольствие».

5.    Демонстрируйте на собственном примере, что обучение — это удовольствие. Если вы за последнее время научились чему-либо на воркшопе или где-то еще, сообщите об этом участникам. Это важное послание: обучение ценно само по себе и способно обогатить опыт каждого.

6.    Углубляйте отношения в группе. Приоткройте частичку своей личности — своих чувств, мыслей. Дайте понять, что вы принимаете участие в обучении и работе группы. В воспоминаниях о воркшопе вы будете играть важную роль. Постарайтесь не попасть в «галерею» строгих и безучастных учителей, родителей и начальников. Конечно, ведущий должен держать профессиональную дистанцию, но его лучший подарок участникам — личный интерес. (Не работайте с группами, к которым вы заранее испытываете сильную личную антипатию.) Естественно, важно заботиться о том, чтобы отношения между участниками развивались благоприятно.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒