Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд, начиная с 39 лет, каждый день в течение получаса исследовал свой внутренний мир — с помощью свободных ассоциаций, работы со снами или, как и Пруст, анализа детских воспоминаний.

В наши дни многие европейцы и американцы, чтобы лучше понять самих себя, используют медитацию. Это старейшее и, возможно, лучшее средство для исследования внутреннего мира. Все, чего не замечаем в повседневной суете, мы можем открыть для себя с помощью медитации. Медитирующий может не только расслабиться, но и потренироваться в познании самого себя.

Предложенное упражнение знакомит участников с простой формой интроспективной медитации, пришедшей к нам из буддизма. Ведущий говорит: «Сядьте удобно и закройте глаза. Сконцентрируйте внимание на своем дыхании. Дышите спокойно и замечайте, что вы чувствуете, когда воздух при вдохе проходит через нос, а при выдохе — выходит изо рта. Возможно, вы заметите, что ваше внимание рассеивается и у вас возникают какие-то мысли и чувства. Если это так, не удерживайте их, дайте им уйти и вернитесь к вашему дыханию. Вы можете сказать себе:

«Это мой гнев», или «Я чувствую, как бьется мое сердце», или «Сейчас я вспомнил, как ребенком стоял у окна и ждал возвращения отца». Пусть ваше внимание все время возвращается к дыханию. Попробуйте провести медитацию сначала в течение 5 минут».

Упражнение 7. Добровольное одиночество В качестве «противовеса» концентрированному групповому опыту участники время от времени могут позволять себе некоторую «дозу» одиночества. Поговорите о том, как важно для каждого взрослого человека делать паузы в общении, не быть в постоянном контакте с другими людьми. Это истощает наши эмоциональные ресурсы. Иногда нам нужно одиночество, чтобы восстановиться. Всем известно, что великие основатели мировых религий искали одиночества, чтобы развивать внутреннюю зрелость для своих деяний. Будда сидел под деревом, Иисус уходил в пустыню, пророк Мухаммед проводил Рамадан в пещере. Предложите участникам попробовать провести полтора часа в одиночестве. Чтобы извлечь максимальную пользу из добровольного уединения, этот временной отрезок нужно разделить на две части. На первой стадии мы можно побыть «воспринимающими» (пассивными): что-то почитать или прогуляться, посмотреть произведение искусства, поспать или помечтать, поразмышлять об опыте, полученном на воркшопе, заняться чувствами, воспоминаниями или надеждами, которые возникают в нас сами по себе.

На второй стадии мы можем быть более «экспрессивными» (активными), выражая собственные мысли и чувства. Мы можем сделать записи в дневнике, написать письмо, что-то нарисовать, потанцевать или спеть.

Важно следить за тем, какой новый опыт мы получаем, переживая это состояние добровольного одиночества.

Упражнение 8. Уязвимость

Многие люди хотят развить в себе творческое начало и задают себе вопрос, как приблизиться к этой цели. Вы можете дать им хороший совет: предпосылка к творчеству — это готовность к риску. Готовым к риску может быть только тот, кто признает свою уязвимость и связанный с этим страх. Тот, кто их игнори рует, автоматически теряет значительную часть своих творческих способностей.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒