Введите «правило работы с нарушениями», чтобы не возникало невыраженных чувств, которые оказывают отрицательное влияние на способность группы к сотрудничеству (см. главу 55).

• Принимайте во внимание духовные темы. Невыраженные различия в духовной ориентации — один из наиболее частых источников межличностных конфликтов. С точки зрения американского психолога Пола Пирзала, настоящее систематическое мышление возможно только тогда, когда мы размышляем о нашей связи с Вселенной, с Богом или с высшей силой, поддерживающей нас.

Я предлагаю несколько упражнений, помогающих развивать «внутриличностный интеллект» участников.

Упражнение 1. Коллаж «Мое внутреннее Я»

Для этого упражнения вам понадобится большое количество разнообразного вспомогательного материала: клей, ножницы, фломастеры, мелки, старые газеты и журналы и для каждого — большой лист плакатной или оберточной бумаги. Участники могут принести с собой фотографии, на которых они изображены в разные периоды жизни.

Задача — сделать коллаж, символически представляющий различные аспекты собственной личности. Можно писать, рисовать, приклеивать картинки или фотографии. В центре листа располагаются слова и рисунки, характеризующие внутреннее Я — ту его часть, которую мы чувствуем, когда активны и внимательны. Можно найти место и для других наших особенностей, например, «второстепенных личностей».

Это упражнение помогает выразить представление о себе и более отчетливо воспринимать собственную идентичность, а также способствует росту самоуважения.

Упражнение 2. Творчество

Раздайте участникам копии со следующими утверждениями:

•    Мое творчество приносит пользу мне и другим.

•    Я доверяю своим творческим порывам и следую им.

Мои творческие способности развиваются.

Если я доверяю своему творческому порыву, он усиливается.

Мое творчество делает счастливым меня и мир вокруг меня.

•    Я чувствую связь того, что делаю, с высшей силой.

У меня есть право способствовать развитию моего творчества.

•    Я хочу реализовывать свои творческие способности.

•    Мое творчество способствует развитию дружеских отношений.

•    Я — инструмент Вселенной, призванный творить Добро.

•    Моим творчеством я обязан Богу.

•    Я открыт, и творческие потоки устремляются в меня.

•    Я реализую свои творческие порывы с чувством уверенности и внутренней ясности.

Дайте участникам возможность медленно прочитать все утверждения и выбрать те, которые вызывают у них наиболее негативные ощущения. После этого нужно сформулировать собственное утверждение, которое возражает этому «негативному» голосу.

Обсуждение происходит в парах или «тройках». Затем поговорите в кругу о возможностях использования утверждений как средства вдохновения. На большом плакате каждый участник пишет свои собственные утверждения по поводу творчества, после чего плакат вешают на стену.

Упражнение 3. Три важные цели

Скажите участникам о том, что можно укрепить самоуважение и представление о себе не только с помощью внушения или самогипноза. Чтобы чувствовать компетентность, нам необходимо ощущение, что мы управляем своей жизнью, ставя цели и достигая их. Многие изобретатели, художники и ученые были мастерами искусства ставить цели. Бенджамину Франклину было 20 лет, когда он записал свои главные жизненные цели. Он придерживался их много лет. Председатель правления автомобильной компании «Крайслер» Ли Якокка рассказывал в своей автобиографии о значении краткосрочных целей. Каждый воскресный вечер он садился за письменный стол и формулировал главные цели на предстоящую неделю.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒