Долгое время считалось, что идеи о человеческом Я приходили в голову прежде всего психотерапевтам, философам и теологам. Но ситуация изменилась. Сегодня представителей многих дисциплин занимает вопрос: как научиться справляться со стремительными переменами в обществе и конструктивно воздействовать на эти изменения? Поэтому интерес к человеческому Я проявляется в теории менеджмента и в организационном развитии, в исследовании творчества, педагогике и образовании. Вероятно, причина такого внимания — высочайшие темпы развития общества. В ситуации быстрого устаревания знаний и навыков нужны люди, готовые к непрерывному обучению, самостоятельно решающие, чему конкретно они хотели бы научиться. Специалисты, работающие с учебными группами, знают, что не стоит пытаться контролировать учащихся. Необходимо восстановить уважение к автономии ученика: он сам решает, приносит ли обучение пользу или оно бесполезно, он сам мотивирует себя, помня о своих целях, и сам оценивает успех своего обучения. Именно в этом смысле Рут Кон говорила об автономии учащегося, формулируя мысль: «Будь своим собственным руководителем» ("Be your own chairman").

Практические рекомендации:

•    Дайте учащимся возможность самостоятельно определять цели своего обучения и находить их взаимосвязь с жизненными целями.

•    Выделите время, чтобы учащиеся могли подробно проанализировать свои жизненные цели. В книге «Думать, как Леонардо да Винчи» ("How to think like Leonardo da Vinci") Майкл Гельб детально продемонстрировал, как это можно сделать: «Создайте главную "карту" своей жизни» ("Make a master mind map of your life").

•    Дайте учащимся возможность самим оценивать свои успехи.

•    Акцентируйте автономию учащихся при подготовке к теме (что мне уже известно об этом?) и при переносе усвоенного в повседневную жизнь (как я могу использовать это в будущем?).

•    Организуйте работу над интересными темами в парах или в малых группах.

•    Никогда не используйте ситуации конкуренции в качестве учебного стимула.

Избегайте вознаграждений, премий и похвалы — этим вы наносите вред внутренней мотивации.

•    Стремитесь к выяснению личных ценностей и установок.

•    Применяйте учебные техники, стимулирующие интроспекцию и творческое самовыражение, например, рисование, сочинение, создание «карт».

•    Заботьтесь о развитии творческих способностей учащихся: используйте музыку, читайте литературные произведения, рассказывайте биографии известных людей, включайте в свою работу показ репродукций произведений искусства.

Позволяйте участникам время от времени уединяться или «уходить в себя».

•    Познакомьте участников с простыми формами медитации.

Чаще используйте техники управляемого воображения,

•    Создайте атмосферу, в которой участники могут свободно выражать свои чувства.

Побуждайте участников чаще выражать позитивные чувства и покажите им конструктивные возможности обращения с чувствами страха, уязвимости и гнева.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒