Участники выбирают кого-то из группы, кого они хотели бы поблагодарить за поддержку или кому просто хотели бы сообщить: «Я вас уважаю». Для этой цели они используют технику творческого сочинения — дают краткое описание характера этого человека. Делать это нужно, осознавая, что каждый человек уникален и полон загадок.

Эти описания могут стать единственными в своем роде подарками, которые мы не часто получаем в нашей жизни.

53 ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

Знаменитый теолог Мартин Бубер рассказывал следующую историю:

«Один человек умер и оказался перед воротами рая, ожидая, что Святой Петр спросит его: "Почему ты вел себя в жизни не так, как Авраам, Моисей или Иосиф?" Но каково же было его удивление, когда Петр спросил: "Почему ты при жизни не был самим собой?"».

Все мы в определенной степени пытаемся найти ответ на вопрос «Кто я?». Но собственное Я трудно описать. Для некоторых Я как большой вокзал, где координируются все наши действия — планы, надежды, желания, поступки и упущения, задачи и ответственность. Для других Я как большой склад, где хранится весь опыт, полученный нами в жизни, который мы можем использовать в случае возникновения трудностей. Для мистика Я — наше высшее сознание, способное к трансценденции через ограниченность нашего Эго.

Если мы скажем трехлетнему ребенку: «Покажи, где ты», он, скорее всего, покажет пальчиком на свой живот. Если мы зададим этот же вопрос ребенку более старшего возраста или взрослому, то они, вероятно, укажут на грудь или на голову. Мы не можем точно сказать, где на самом деле находится наше Я или центр нашего сознания. Трудность заключается в том, что объект нашего поиска одновременно является субъектом, который его осуществляет.

Легче описать, какими качествами обладает «внутреннее Я». Американский психолог Уильям Джеймс так характеризует представление о себе: «Я много размышлял над тем, как лучше всего описать характер человека. Правильнее всего сконцентрироваться на ситуации, в которой человек чувствует себя полностью активным и живым. В такой момент в нас просыпается внутренний голос, который говорит: «Вот это и есть мое настоящее Я».

Психиатр Джеймс Мастерсон выделяет такие свойства «внутреннего Я»:

-    способность отчетливо, интенсивно и спонтанно переживать широкий спектр чувств;

-    способность к самоутверждению;

-    чувство собственного достоинства;

-    способность признавать и переживать тяжелые чувства;

-    готовность принимать на себя обязанности и выполнять их;

-    способность к творчеству и близости;

-    умение переносить одиночество.

Мастерсон видит во «внутреннем Я» некую константу и центр, который остается неизменным, даже когда мы развиваемся и изменяемся. Раннее детство особенно важно для развития собственного Я. Если ребенок получает достаточно любви, ободрения, если его воспринимают и ценят, то развивается по зитивный «образ Я». Если же он растет в окружении, вызывающем страх, депрессию или агрессию, у него может развиться негативный «образ Я», «ложное Я», он будет носить маску, чтобы защитить себя от внешнего мира или избежать ощущения «никчемности». Мы не всегда переживаем внутреннее Я как нечто единое. Мы слышим разные «внутренние голоса», а психологи и психотерапевты используют в своей работе идею существования различных составляющих нашего Я: гештальтисты говорят о «собаке сверху» и «собаке снизу», представители транзактно-го анализа разделяют Ребенка, Родителя и Взрослого, психоаналитики используют представление о «Я, Оно и Сверх-Я». Итальянский психиатр Роберто Ассаджиоли предполагает, что у нас наряду с центральным Я существует ряд «второстепенных личностей», которые часто скрыты и проявляются впервые, когда перед нами стоит серьезная проблема или мы испытываем стресс. Эти «второстепенные личности», как действующие лица в спектакле, разноплановы и многообразны. Можно попробовать дать им юмористические имена, например, Клоун, Вамп, Потерянный Ребенок и т. д.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒