Как правило, такие «успешные команды» встречаются регулярно и дают возможность отдельным участникам получать дополнительную поддержку со стороны группы.

Упражнение 8. Индивидуальная «обратная связь»

Для этого упражнения участники также встречаются вне рамок воркшопа, на этот раз в «четверках». Такое «обозримое» социальное окружение должно, с одной стороны, давать ощущение безопасности, а с другой — способствовать тому, чтобы «обратная связь» не была слишком сильным потрясением. Внимание «четверки» поочередно сосредоточено на каждом ее участнике. Он может высказать два разных пожелания:

•    Хочу получить позитивную обратную связь — каковы мои сильные стороны, мои лучшие качества?

•    Что я могу сделать, чтобы стать лучше?

Когда становится ясно, какого типа обратную связь хотел бы получить участник, ему остается внимательно слушать, что говорят ему остальные. Когда мы слышим что-то, что не принимали во внимание, нужно отказаться от объяснений, оправданий или аргументирования. Лучше всего вообще не делать никаких комментариев, просто слушать, может быть, что-то записывать, чтобы позднее подумать об этом. После того как все выскажут «обратную связь», участник выражает благодарность и освобождает место для следующего. Это упражнение дает возможность проверить, насколько хорошо мы себя знаем, насладиться доброжелательным вниманием других людей, готовых высказать нам свои впечатления. Позже можно поразмышлять над услышанным.

Упражнение 9. Смена перспектив

Межличностный интеллект проявляется также в способности представить себе, как другие нас видят, как они оценивают наши потребности и цели, каковы, по их мнению, наши сильные и слабые стороны, в чем мы уязвимы.

В этом упражнении участники используют технику творческого сочинения, составляя небольшое описание собственного характера с точки зрения другого члена группы. Каждый выбирает какого-нибудь участника, мысленно ставит себя на его место и задается вопросами: «Какие мысли и чувства возникают у этого человека по отношению ко мне? Нравится ли другому мое общество и почему? Что ему нравится во мне? Что он во мне не понимает? Что ему чуждо, что трудно понять? »

Особенно полезно выбрать участника, с которым у вас возникают трудности. Обсуждение происходит с глазу на глаз в течение 5-10 минут, другая возможность — каждый зачитывает в группе свой вариант «мнения со стороны», а другие участники дают обратную связь.

Варианты. Иногда участники хотят подготовиться к ситуациям, в которых они хотели бы выглядеть определенным образом, например, при устройстве на работу, занятии новой должности, проведении тяжелых переговоров, преподавании в сложном классе и т. д. В этом случае письменное задание формулируется просто: сделайте описание самого себя с точки зрения определенного человека.

Упражнение 10. Спасибо!

Социальный интеллект проявляется и в том, что мы в состоянии благодарить других за поддержку, стимулирование или критику. Это также готовность сообщать другим, что мы ценим их и хорошо чувствуем себя в их обществе. Это упражнение можно провести во второй половине воркшопа. Оно развивает не только важные аспекты социального интеллекта, но и групповой климат.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒