В первом круге напишите имена самых близких людей. Это могут быть супруги или близкие друзья и родственники, к которым вы обратитесь за помощью в кризисной ситуации. Во втором круге напишите имена всех хороших друзей, с которыми вы регулярно встречаетесь, и тех членов семьи, с кем вы поддерживаете постоянный контакт.

В третьем круге напишите имена прочих значимых вам людей — коллег по работе, родственников, знакомых.

В последнем круге запишите имена людей, с которыми у вас поверхностные отношения».

Упражнение 6. Понимать других

Есть один фактор, который имеет решающее значение для успеха консультантов, преподавателей, психотерапевтов и менеджеров: способность понимать точку зрения других людей. В этом упражнении участники тренируют внимательное и безоценочное слушание.

Участники разбиваются на пары и садятся друг напротив друга, выбирают, кто будет А, кто — Б. Сначала участник А говорит на любую интересную для него тему. Участник Б тренирует активное слушание, для этого он:

-    внимательно смотрит на партнера;

-    принимает открытую позу;

-    избегает отвлекающих движений и жестов;

-    допускает спонтанный зрительный контакт;

-    не комментирует и не задает вопросов;

-    молча и внимательно слушает, когда другой говорит;

-    иногда может спонтанно попросить: «Расскажите об этом»;

-    в конце честно сообщает, что он чувствовал в позиции слушателя.

(Затем происходит обмен ролями.)

Упражнение 7. «Вечеринка идей»

Психотерапевт Барбара Шер придумала интересный тип групп самопомощи, который она назвала «успешная команда». «Успешная команда» возникает, когда друзья, знакомые и даже незнакомые люди встречаются на «вечеринке идей». Можно организовать такую «вечеринку» на воркшопе, чтобы познакомить участников с этой прекрасной техникой.

Объясните участникам, как работают «успешные команды»: лучше всего, если «команда» возникает на добровольной основе, например, вечером после окончания официальной программы. Важно, чтобы у каждого участника была некая значимая цель и он бы хотел использовать ресурсы остальных, чтобы прийти к новым идеям. Есть определенные предпосылки для организации подобного мероприятия:

Многим людям приходят в голову хорошие идеи по поводу других, а не себя.

•    Многие действуют смелее для других, чем для себя.

«Вечеринка идей» состоит из трех частей:

«разогрев» — каждый гость рассказывает о чем-то новом и увлекательном, пережитом им в последнее время (1-2 минуты);

всеобщий «мозговой штурм»;

свободный обмен мнениями — гости беседуют о своих возможностях, ресурсах и обо всем, что составляет предмет их гордости и приносит им удовлетворение.

Структура «мозгового штурма»: внимание группы концентрируется все время на одном участнике. При этом обсуждаются три вопроса:

О чем вы мечтаете?

•    Что вам мешает осуществить свою мечту?

Что вам нужно, чтобы достичь цели?

Участник, о котором идет речь, делает записи, получая удовольствие от энтузиазма других гостей, которые ломают для него голову. Во время «мозгового штурма» идеи могут выражаться в любой последовательности. Если группа больше ничего не может придумать, участник благодарит ее за помощь. Он сможет оценить получившийся протокол в одиночестве.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒