Поговорите с участниками о том, как важно «включенное» наблюдение за другими людьми. Мы занимаем заинтересованную и благожелательную позицию, наблюдаем, высказываем гипотезы и в то же время осознаем тот факт, что нам придется постоянно проверять свои предположения. Первые впечатления часто запоминаются надолго, особенно если они эмоционально окрашены. И тогда легко возникают предрассудки, которые могут помешать свободному общению с другими.

Предложите участникам взять карандаш и бумагу и сконцентрироваться на ком-то из коллег. Не важно, знают ли они его имя. Задача — подробно описать свои первые впечатления об этом участнике, и чем больше, тем лучше. Записи могут состоять из двух частей:

Максимально объективное описание — телосложение, одежда, жесты, невербальная коммуникация.

Выводы из наблюдений: сколько лет может быть этому участнику? Как он живет? Каков его темперамент? Как он будет вести себя на воркшопе? Какая у него биография? В чем его слабые стороны? Каковы сильные стороны? Как он учится? Чему бы он хотел научиться? и т. д.

(Дайте на записи 10 минут.)

Затем участники по очереди читают свои записи, не произнося имени того, о ком идет речь. Группа должна угадать, кого имеет в виду участник.

Упражнение 2. Учимся наблюдению (Интерактивный анализ)

Это упражнение также подходит для начальных встреч группы. Участники учатся замечать и расшифровывать важные социальные «сигналы», например, признание или отвержение, готовность к контакту или дистанцирование, контроль или спонтанность.

В этом упражнении используется техника «аквариума». Группа разделяется на две части — А и Б. Группа А идет в середину комнаты и становится на десять минут объектом наблюдения. Участники группы могут вести себя спонтанно, разговаривать друг с другом.

Но перед этим участники группы А выходят из помещения на три минуты, чтобы дать возможность группе Б подготовиться к заданию.

Во время наблюдения участники Б должны записывать, как ведут себя члены другой группы. Происходит ли образование подгрупп? Есть ли пары или «тройки», близкие друг другу? Кто с кем говорит? Есть ли доминирующие участники? Между какими участниками установился зрительный контакт? Наблюдаются ли прикосновения и жесты? Проявляются ли внутренние переживания участников? Есть ли признаки нежелания находиться в «аквариуме»? Возникают ли альянсы или враждебность?

В конце упражнения записи зачитывают вслух и обсуждают.

Упражнение 3. Чувство взаимосвязи

Менеджеры, ведущие и психотерапевты часто затрудняют свою работу, стараясь все вокруг контролировать, управлять ситуацией, занимать позицию превосходства. Они не понимают, что в этом случае им приходится носить маску, которая препятствует аутентичному контакту. Каждый, кто профессионально занимается работой с людьми, только выиграет, если откажется от позиции превосходства и попробует для начала установить личностный, эмоциональный контакт. В предложенном простом упражнении участники могут попробовать стать открытыми, доверяющими и принимающими.

Участники разбиваются на пары и садятся таким образом, чтобы видеть друг друга. Ведущий говорит примерно следующее: «В этом упражнении вам не нужно будет делать ничего, только молча концентрировать внимание на вашем партнере... Когда вы начнете смотреть друг на друга, вспомните мудрое изречение: «Никто не является более слабым или сильным, чем другой, но у каждого есть свои слабости». Пусть ваше внимание целиком сосредоточится на партнере. Отмечайте свои мысли, чувства, ощущения в теле, но не концентрируйтесь на них. Попробуйте быть совершенно открытым другому человеку, и, возможно, вы почувствуете, что можете что-то получить от него: его внимание, доброжелательность или интерес, может быть, симпатию или готовность в этот момент быть абсолютно искренним. Замечайте, как приятно, когда мы отказываемся производить впечатление на другого, когда позволяем себе открытость по отношению к впечатлением от другого человека, когда мы вправе показывать себя такими, какие мы есть, со всеми нашими слабостями и преимуществами».


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒