Сегодня межличностный интеллект играет важную роль. Обнаружилось, что предприятие имеет больше шансов на выживание, если его руководители и менеджеры — хорошие коммуникаторы, умеющие правильно разговаривать с персоналом, акционерами, политиками и т. д. В педагогике социальный интеллект ценится выше, чем раньше. Мы знаем, что дети и взрослые учатся лучше, если могут сотрудничать с другими, не носят «масок», чтобы скрыть неуверенность, слабости и ошибки. Обу чение — это очень личная, но в то же время социальная деятельность. Я рискну сделать прогноз на будущее — значение социального интеллекта будет возрастать. Нам нужны навыки посредничества, способность работать в команде, межкультурная восприимчивость и т. д.

Практические рекомендации. Принимайте во внимание групповую динамику. Наличие группового процесса, связанного с развитием группы, — особенность любого воркшопа. Поддерживайте его.

•    Обеспечивайте возможность свободного общения между участниками: совместное обучение, творческую коммуникацию, синергию.

•    Предлагайте формы обучения, основанного на социальном интеллекте (работа в кругу, «аквариум», рабочие группы, работа с партнерами, в одиночку).

Проявляйте заботу о дружелюбном климате в группе, в котором есть определенный вызов, но не угроза.

Тактично и конструктивно обращайтесь с нарушениями. Не допускайте, чтобы кто-то стал аутсайдером, помогите каждому найти свое место в группе.

•    Уважайте чувства участников, их ценности и убеждения. Избегайте догматизма и доктринерства.

•    Поддерживайте свободный обмен идеями, мыслями и чувствами.

•    Поощряйте сложные формы межличностного интеллекта, например, проявление тесно связанной с социальным интеллектом способности к «экологическому» и системному мышлению.

Особая форма социального интеллекта — межкультурная сензитивность. Если вы работаете с группой, в которой есть представители разных культур, важно уделять этому внимание. Работайте вместе с участниками над заинтересованным и толерантным восприятием представителей других культур.

Если в работе воркшопа участвуют мужчины и женщины, следите за тем, чтобы не было дискриминации. Часто нам приходится наблюдать скрытую агрессию в отношениях между полами. Постарайтесь, чтобы между мужчинами и женщинами складывались честные и понимающие отношения.

• Предоставляйте участникам возможность проверять и развивать свой социальный интеллект. Это не только улучшает климат, но и является предпосылкой для успешного переноса в свою жизнь того, что было изучено.

Далее я предлагаю несколько интересных упражнений, которые могут помочь участникам развивать межличностный интеллект.

Упражнение 1. Первое впечатление

(Упражнение для первой или второй встречи.)

Когда мы встречаем других людей, мы пытаемся представить, кто они по профессии, какая у них семья, какой темперамент, насколько они чувствительны, как обращаются с другими, и т. д. С этими оценками связаны определенные ожидания в отношении их поведения. Например, мы не ждем, что менеджер во время представления споет оперную арию, чтобы продемонстрировать свою любовь к музыке. Относительно надежно оценивать других людей помогают наши социальные «карты». Впрочем, мы часто ошибаемся и становимся жертвами собственных предрассудков. Поэтому не стоит забывать социально-психологический принцип: любой человек может нас удивить, потому что иногда мы переоцениваем свою способность предсказывать поведение других людей.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒