Почему летом теплее, чем зимой?

Имеет ли смысл принимать антибиотики при гриппе?

•    Чем отличается атом от молекулы?

•    Как функционирует жесткий диск вашего компьютера?

•    Почему небо голубое?

Как действовал ученый, который клонировал овечку Долли?

•    Почему мы устаем, когда учимся или решаем проблемы?

•    Что такое «черная дыра»?

Отчего возникают « озоновые дыры » ?

•    Как действует Гольфстрим, и чего следует ожидать, если он однажды истощится?

•    Сколько генов у человека, и какова их роль?

•    Что происходит в микроволновой печи, когда вы разогреваете стакан молока?

Как работает лазер?

Существует ли различие между алкогольной и кокаиновой зависимостью?

•    Как происходит, что иногда во время работы мы испытываем ощущение счастья? Что при этом происходит в теле?

•    Как объяснить, что прогноз погоды иногда оправдывается, а иногда — нет?

•    Как можно изменить генетику растения?

(Ответы вносятся в протокол, их можно пояснить с помощью рисунков.)

52 МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

Что объединяет Иоганна Вольфганга Гете, Эльзу Брэндстром и Вилли Брандта? У всех них есть общее качество — развитая способность понимать других людей.

Как и Шекспир, Гете был социальным «хамелеоном» — он мог приспособиться к самым разным жизненным обстоятельствам, без труда овладевал языками всех сословий и быстро понимал других людей, их мотивы, особенности межличностных отношений, был прекрасным наблюдателем. В своих произведениях он отражал бесконечное разнообразие человеческих характеров. Гете понимал их глубинные желания и страхи, мог представить последствия их страстей, мечтаний, чувствительности. Кроме того, он обладал развитой личной идентичностью и автономией. Межличностный и внутриличностный виды интеллекта Гете удивительным образом дополняли друг друга.

Шведка Эльза Брэндстром известна нам как одна из великих подвижниц XX столетия. Она помогала людям, которые страдали от ужасающих последствий мировой войны. Она поставила себе задачу — заботиться о раненых и пленных, лично утешала их, умела добиться поддержки спонсоров, которые финансировали ее работу, вдохновляла присоединившихся к ней помощников.

Вилли Брандт был политиком, чей успех основывался на способности к общению. Он умел так себя представить, что возникало впечатление, что перед вами стоит обычный человек со всеми его слабостями и сильными сторонами, который ведет себя так же, как вы сами. Он совсем не был похож на бюрократа. Его харизма состояла, помимо прочего, в открыто демонстрируемой уязвимости и одновременно была основой понимания чувствительности других людей, тревог избирателей, забот наших восточноевропейских соседей и политических противников. Благодаря хорошей интуиции Вилли Брандту был свойственен особый политический стиль, в котором большое значение придавалось диалогу и достижению согласия.

Все эти люди обладали высокоразвитым межличностным интеллектом. Основа этого интеллекта — способность идентифицироваться с другими, понимать их намерения, мотивы, установки и настроения, их мысли, убеждения, представления о жизни и о мире. Межличностный интеллект всегда имел большое значение для выживания. Так как люди всегда жили группами, они должны были ладить друг с другом. Им нужно было понимать, как их поведение может повлиять на других, чтобы оценить возможные потери и приобретения. В то же время было важно иметь представление о том, чего можно ожидать от других людей. Тот, у кого было слишком много врагов, как правило, сокращал свою и без того короткую жизнь. Сегодня мы знаем, что основания для развития межличностного интеллекта появляются в нашей жизни рано. Если родители правильно интерпретируют потребности маленького ребенка, принимают его, разговаривают с ним и демонстрируют уверенность в том, что ребенок станет самостоятельным и умным, то социальный интеллект ребенка может свободно развиваться. Он сможет доверять другим людям и не тратить энергию на самозащиту; он сможет развивать социальное любопытство и ценить присутствие других; у него появляется то, что на языке транзактного анализа называется «позицией о'кеу»: он не подавляет других, но и не позволяет другим подавлять себя.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒