•    Сколько бутылок минеральной воды нужно, чтобы наполнить ванну до краев?

Сколько фотографий в годовом комплекте вашей любимой ежедневной газеты?

Сколько детей в стране воспитываются одним родителем? Сколько нейронов в головах всех участников группы?

Упражнение 5. Математическая викторина Участники работают в парах, им понадобится калькулятор или просто бумага и карандаш. Важно отмечать, легкими или трудными кажутся вопросы, какие воспоминания они вызывают и с помощью каких методов участники пытаются найти правильные ответы:

Каково население нашей страны?

•    Сколько жителей нашей страны старше 60 лет?

Вы поели в нью-йоркском ресторане. Вам принесли счет на 23,46 доллара. Какие чаевые вы оставите? (В США чаевые составляют около 15 процентов.)

В магазине вы покупаете что-то по специальной цене. Первоначально цена была 45 марок, затем она сократилась на 50% . От кассира вы узнаете, что действует дополнительная скидка — еще 25% . Сколько стоит ваша покупка?

Вы должны выплатить ипотечный кредит за дом (300 ООО марок) за 25 лет, на условиях 6 процентов годовых. Сколько процентов вам придется выплатить в целом?

•    У вас есть специальный агрегат для выпечки хлеба, и как правило, вы используете по рецепту 475 граммов муки. Но теперь вы хотите испечь хлеб поменьше, сократив рецептурное количество продуктов на треть. Сколько муки вам нужно взять?

Вы зарабатываете 65 ООО марок в год. В газете вы прочитали, что уровень инфляции — 2%. Сколько вы должны заработать в следующем году, если уровень инфляции не изменится, а вы хотите иметь прежний доход?

Упражнение 6. Любопытство

Любопытство — движущая сила логико-математического интеллекта. Это очень личное качество. Нельзя стать любопытным по команде. Мы становимся более любопытными, если у нас достаточно свободы. Дайте участникам возможность некоторое время концентрироваться на собственном любопытстве и сделать «интеллектуальную карту» на тему «К чему я испытываю интерес». Можно нарисовать классическую «карту» или сделать большую версию на плакатном листе, которую можно проиллюстрировать. Можете дать участникам старые журналы и газеты для вырезания фотографий и картинок. (О технике создания «карты» см. главу 46.)

Упражнение 7. Естественнонаучное понимание

Маленькие дети, как правило, проявляют большой интерес к естественнонаучным вопросам. Они хотят знать, почему разбивается тарелка, если ее кинуть на пол; куда уходит душа, когда кто-то умирает; почему небо голубое и т. д. К сожалению, большинство взрослых теряют этот интерес. Однако многие повседневные проблемы можно решить, только обладая некоторым «естественнонаучным» пониманием. Например, мы можем вынести суждения по некоторым политическим и экономическим проблемам, лишь если понимаем научные концепции, о которых идет речь. Приведенные ниже вопросы помогут осознать, как часто мы употребляем слова, которые на самом деле нам непонятны, и пробудить любопытство участников. Пусть члены группы разделятся на «четверки» и попытаются ответить на вопросы:


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒