Основательность: покажите, как добраться до сути темы или проблемы.

Самокритику: покажите, что вы осознаете по крайней мере часть своих собственных предрассудков, и допускайте возможность незнания чего-либо.

Творчество: используйте новые способы мышления и рассматривайте новые темы с разных углов зрения.

Интерес: в случае важных вопросов покажите, что вы действительно хотите их понять и вам интересны мнения и проблемы участников.

Пожалуйста, при планировании воркшопа обратите внимание на следующие советы:

Чаще применяйте формы обучения, стимулирующие независимое мышление и желание экспериментировать. Особенно важны учебные ситуации в групповом пространстве: упражнения в парах, «тройках» или «четверках», обучение в рабочих группах. Важны также «открытые встречи», где участники сами организуют свою работу и определяют ее темы и формы. Ведущий не присутствует на таких встречах, но с ним можно вступить в контакт.

т Чаще предоставляйте возможность экспериментирования и исследовательского обучения. Эксперименты не должны ограничиваться постановкой логических и научных вопросов, они могут затрагивать также социальные, экономические или психологические темы.

Многие люди со школьных времен страдают от «плохих отношений» с математикой. Они боятся совершить арифметические ошибки и избегают осуществлять расчеты в самых разных областях жизни. Отсюда возникает определенная беспомощность в экономических дискуссиях, обменах мнениями по политическим вопросам, в планировании собственного бюджета. Таким участникам полезно научиться непринужденному и прагматичному подходу к простым расчетам. В этом могут помочь любые логико-математические задачи, которые на семинарах в основном используются для развлекательных целей.

Во всех группах мы встречаем людей с хорошо развитым ло-гико-математическим интеллектом: техников, инженеров, ученых, мастеров. Вы можете учитывать их стиль мышления и облегчать им работу, поясняя концепции с помощью графических средств — набросков, диаграмм и т. п. К этому виду мышления мы обращаемся, рассказывая время от времени о своей программе: «Я хотел бы перечислить шесть важнейших составляющих этой темы...», или: «На этой встрече у нас предполагается семь шагов работы...»

Не забывайте о значении системного мышления, которое полезно не только руководству и менеджерам. Попытайтесь вместе с участниками исследовать, в каком контексте можно понимать вопросы и проблемы.

Ниже приведен ряд упражнений, которые обращаются к ло-гико-математическому интеллекту участников.

Упражнение 1. Можете ли вы расколоть этот орех?

К основным составляющим логико-математического мышления относится способность распознавать логические или математические модели и расшифровывать проблему с помощью различных мысленных действий. Участники должны попытаться решить три задачи и при этом следить за тем, что происходит в их мышлении. Видят ли они образы? Делают ли наброски? Думают ли абстрактно? Какие вспомогательные средства используют? Итак, задания:

Какое число отсутствует в ряду: 11-12-14...26-42 Если умножить это число на 3 и разделить на 4, то получится 3/10. Какое это число?


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒