С развитием компьютерных технологий мы шагнули в век информации. В результате возникла новая угроза нашей способности основательно и критически мыслить. Нас «засыпают» информацией. Благодаря мобильным телефонам мы стали достижимыми всегда и везде. Служащие в среднем 60% времени работают с информацией. Социолог Дэвид Шенк назвал избыток информации «информационным смогом». Он вреден для нашего мозга и опасен для психического и эмоционального здоровья. От избытка впечатлений возникает стресс, и мы реагируем на него навязчивым поведением. Тот, кто хочет привлечь к себе внимание, часто вынужден прибегать к экстравагантным приемам. В то же время возникает эмоциональное притупление, и мы становимся относительно невосприимчивы ко всему, что не несет непосредственной угрозы.

Едва ли мы можем считать, что молодых людей в школах и университетах учат критически мыслить. Наша система образования до сих пор ограничивалась предложением не связанных друг с другом наборов информации, она не дает объединяющих «рамок» для мышления и знания. Информация становится знанием только тогда, когда мы изучаем ее основательно, лично с ней экспериментируем. И мы обнаруживаем себя в некой абсурдной ситуации, когда мы тонем в информации, но жаждем знания.

В таком положении оказываются не только участники ворк-шопов, но в определенной степени и ведущие. При подготовке учебных мероприятий мы чувствуем, как трудно концентрироваться на тех вещах, которые действительно важны для наших учеников. Требования спонсоров часто меняются, а их желания ориентируются на популярных гуру из области науки управления или на модных психологов.

Практические рекомендации. Лучшим стимулом развития логи ко-мате матичес ко го интеллекта участников служит умение ведущего показать, что он ценит критическое и системное мышление. Избегайте сходства с учителем «старой школы», который уже знает все, что нужно изучить на воркшопе. Дайте понять, что на большинство вопросов есть множество ответов и что вы уважаете способ мышления каждого члена группы. Избегайте позиции эксперта и сделайте все, чтобы участники развивали независимое мышление. Ведущий может стать хорошим примером для группы, если демонстрирует следующие качества:

•    Интеллектуальную открытость: внимательно слушайте дискуссии; принимайте к сведению любую точку зрения и тщательно и честно оценивайте каждую перспективу.

Информированность: если вы сами выражаете какое-либо мнение, оно должно основываться на фактах или быть убедительными; если вы чего-то не знаете, то просто признайте это.

•    Любопытство: покажите готовность исследовать проблему до конца, не поверхностно.

•    Независимость мышления: не бойтесь подвергать сомнению мнение группы, организации или спонсоров. Уважайте чужие мнения, но показывайте, что есть альтернативы.

•    Готовность к дискуссии: обсуждайте модели, концепции, идеи интеллигентно и упорядоченно. В случае жарких дискуссий уважайте явно противоречивые точки зрения и будьте тактичным и убедительным.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒