Каждый участник получает колоду карт и строит пятиэтажный карточный домик.

•    Участники выходят по двое и строят на стоящей бутылке «башню» из спичек.

•    Участники разбиваются на «тройки». У каждого в руках монета. Они начинают вращать монеты — нужно, чтобы те упали одновременно.

•    Участники в парах проводят «Датский бокс» (см. стр. 83). Участники разбиваются на «четверки» и делают с помощью своих тел скульптуру, изображающую Доверие.

Участники распределяются по комнате и пробуют перевести чувства на «язык тела». Предложите изобразить четы-ре-пять чувств.

Участники разбиваются на «четверки» и создают скульп-ТУРУ> символизирующую «теневую» (скрытую, замаскированную, неофициальную) сторону их организации. Можно символически изобразить «теневую» сторону воркшопа или ведущего.

И наконец, действие для сплочения группы: участники расходятся по комнате и закрывают глаза. Затем они медленно идут к середине комнаты, чтобы создать круг, в котором все держатся за руки или кладут руки на плечи соседей.

Упражнение 2. Мудрость тела

Наше тело постоянно сопровождает познавательную деятельность. Оно работает как барометр, показывающий, хорошо ли мы себя чувствуем во время работы, обучения, в свободное время, переживаем ли мы подъем или же ощущаем скуку, а может быть, делаем что-то, что наносит вред нашему самоуважению.

В этом упражнении участники пытаются представить себе различные решения проблемы и стараются заметить «комментарии» со стороны тела. Каждый концентрируется на значимой для него личной или профессиональной теме. Пока что не требуется решать проблему.

Участники берут по листу бумаги и пишут сверху свою проблему в форме вопроса или внизу в форме высказывания. Чем более точно сформулирован вопрос, тем лучше. Затем записывается как можно больше возможных решений проблемы (любые, какие только приходят в голову). Лист бумаги откладывается в сторону, и участники концентрируются на своем теле, чувствуя ноги на полу, контакт со стулом, с одеждой, замечая напряжение мышц и другие ощущения: зуд, биение сердца, холодные ноги и т. п. После этого участники вновь берут лист бумаги и медленно просматривают предложенные решения проблемы одно за другим. Необходимо после каждого решения делать паузы, чтобы замечать, какой «комментарий» дает тело к прочитанному — может быть, напряжение или расслабление мышц живота, затылочной области, плеч или груди, изменение дыхания, сердцебиения, ощущение тепла, зуда, «гусиной кожи», боли в области сердца и т. д. Нужно попытаться определить, говорит ли тело предложенному решению «да» или «нет». Если оно говорит «нет», решение вычеркивается. В конце участники подчеркивают решения, на которые тело дало наиболее положительную реакцию. (Естественно, это не безошибочный метод решения проблем, но важный шаг к использованию в обучении интуитивного знания.)

Упражнение 3. Как сидеть правильно

Как правило, наше тело выражает то, что происходит в душе. Если мы напряженно размышляем, тело тоже напрягается, дыхание становится поверхностным, мы втягиваем голову в плечи, тело как бы сжимается, что ограничивает кровообращение и дыхание. Ограничение кровообращения затрудняет работу. Это упражнение может помочь нам использовать осознание собственного тела в учебном процессе, — применяйте его в качестве «сопровождения» , когда участники читают текст или работают над письменным заданием.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒