•    Позаботьтесь о том, чтобы во время перерывов комната хорошо проветривалась.

Проанализируйте вместе с участниками, как часто во время интенсивной работы наступает перенапряжение мышц. Покажите простые способы расслабления.

•    Помогите участникам (особенно мужчинам) научиться различать и замечать свои чувства: о них нам говорит наше тело, а мозг должен расшифровать эти послания, чтобы мы могли сказать: я взволнован; я печален; я раздражен.

•    Введите следующее правило: «Обращай внимание на телесные сигналы!» Это означает: если ты заметил, что хочешь подвигаться или что тебе нужен свежий воздух, сообщи об этом группе.

•    Учитывайте потребность участников в движении. Обучение проходит более успешно, когда мы не сидим на одном месте. Переместите учебный процесс на свежий воздух, на природу; используйте различные помещения в здании, где проходит воркшоп. Новое окружение повышает вероятность усвоения новых идей и навыков.

•    Чаще используйте телесные упражнения в учебном процессе. Классическая возможность — ролевые игры.

•    Переводите на «физический язык» цели, препятствия, концепции. Дана Маркова в книге «Неиспользованный интеллект» ("An unused intelligence") показывает, как можно рационально применять «физическое мышление» на тренинге руководящего состава. Например, если вы переводите на «физический язык » доверие, то вам нужно просто предложить участникам закрыть глаза и пройти по комнате. Внезапно вопрос доверия становится не теорией, а сильным актуальным переживанием.

•    Если вы работаете с ролевыми играми, пантомимой, шарадами, дайте шанс тем участникам, кто не имеет особых вер бальных талантов, но прекрасно устанавливает межличностный контакт с помощью тела.

• Принесите на воркшоп набор игр, мячей, платков и прочих предметов, которые участники смогут использовать в перерывах или во время занятий, чтобы ощутить особую радость от движения и игры. Исследователь творчества Тони Бьюзен регулярно предлагает своим ученикам жонглировать тремя мячами и использует эту необычную ситуацию, чтобы поговорить о препятствиях в обучении.

Далее вы найдете несколько интересных упражнений для те-лесно-кинестетического интеллекта.

Упражнение 1. Насколько разумно мое тело?

Это упражнение содержит интересные задания, на выполнение которых требуется разное количество времени. Вы можете выделить отдельные действия или использовать всю последовательность на занятии, посвященном кинестетическому интеллекту.

Участники стоят на одной ноге с закрытыми глазами (наподобие аистов). Как долго они могут продержаться в таком положении? Пусть попробуют сменить ногу. Какая нога доминирующая?

Участники собираются вокруг картонной коробки и с расстояния 3 метра бросают туда бумажные шарики. Насколько далеко может отойти каждый и при этом попасть в цель? Это упражнение — тест на координацию рук и глаз.

•    Участники пишут свои имена недоминирующей рукой, затем обеими руками одновременно.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒